«Имя розы» У. Эко в сравнении с фильмом. Затмила ли приключенческая линия суть произведения «Властелин колец» Дж. Р. Толкиена – книга и фильм. Сказка или философия

Название работы: «Имя розы» У. Эко в сравнении с фильмом. Затмила ли приключенческая линия суть произведения «Властелин колец» Дж. Р. Толкиена – книга и фильм. Сказка или философия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Эссе

Предмет:

Литература

Год сдачи:

2013 г.

Содержание:

Выдержка:

Роман У. Эко, особенно при первоначальном знакомстве, отличается необычным качеством: с протокольной тщательностью воссоздана мрачная эпоха средневековья, что позволяет отнести это художественное произведение одновременно и к жанру романа, и к историческому документу. Автор с кропотливой ответственностью описывает особенности этого периода, эмоциональное состояние человека, борьбу разных сил за осознаваемые и неосознаваемые цели. Такое стремление делает автора и писателем, и историком, и архивистом, а его произведение в жанровом отношении сдвигается в сторону документа, которому трудно не верить. Читатель понимает, что перед ним лежит историческое свидетельство, временное воплощение мысли и событийной линии, поэтому через некоторое количество страниц роман представляется документом со всеми присущими ему особенностями: исторической подробностью, фактологичностью и детальной проработанностью каждого события. Хочется сказать, что такие особенности в определенной степени лишают роман той легкости восприятия, которая возникает при чтении истинно художественного произведения. У читателя также возникает чувство ответственности, в некоторой мере даже дисциплинированности, созданной внятным и четким пересказом произошедших в свое время событий. Но при этом оттенок особой художественности, которая присуща настоящему роману, ощущение интриги читатель теряет. Можно также упомянуть, что роман, несомненно, претендует на масштабное философско-культурологическое размышление об отличии средневекового мировоззрения от современного, о природе и назначении литературы, ее соотношении с религией, месте того и другого в истории человечества. Однако это все же не придает ожидаемой читателем степени драматизма роману, это скорее побуждает к интеллектуальному осмыслению поднятых вопросов.

Сказка в ситуации «Властелина колец» (как форма художественного произведения и как литературный жанр) прежде всего дает возможность начать долгий философский разговор: о смысле жизни, ее ценностях, цели, цене, которая платится за возможность достижения поставленной цели. Героизм, сила духа, выносливость, высочайшая степень воли, гуманистические устремления отдельной личности – все это скорее вопросы философии, т.к. в «привычных глазу» сказках гораздо больше волшебства и легких побед, чем в произведении Толкиена. Можно, вероятно, и не заметить философскую линию в книге или в фильме, а поставить себе цель просто релаксироваться при чтении или просмотре. Однако все же это не удастся полностью – событийная линия настолько насыщена, что не оставляет зрителя или читателя вне сюжета, вне особого чувствования образов героев, напротив, драматизм, не присущий сказке как таковой, требует внимательного прочтения или просмотра, не позволяет отдохнуть и воспринять содержание произведения как способствующее эмоциональному расслаблению.

Похожие работы на данную тему