ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда, побуждающую каждого конкретного работника работать производительно и качественно для достижения поставленной цели. Разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими целями предприятия, является ключевой задачей для его успешного развития.
Проблема мотивации является одной из центральных как в психологии, социологии, педагогике, так и в управлении. В основе мотивации человека лежит, прежде всего, его деятельность. Деятельность, по мнению отечественного психолога А.Н. Леонтьева, является основанием личности. Деятельность занимает важное место в жизни человека, поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с ней, в том числе и мотивацию, с целью сделать деятельность человека как можно более эффективной.
Основополагающим фактором успеха любой организации, работающей на современном рынке товаров и услуг, являются люди. Общеизвестно, что решающее влияние на успешность организации оказывает трудовое поведение ее сотрудников. Персонал, способный по своим профессиональным, деловым и личностным качествам произвести и продвинуть продукт, с которым предприятие выходит на рынок, является одним из ключевых факторов успеха.
Компоненты мотивационной структуры работников разнообразны, но на психологическое состояние работника и его отношение к выполнению собственных профессиональных обязанностей наиболее сильное воздействие оказывают: денежное вознаграждение, оценка и признание профессиональных достижений и возможность профессионального роста. В связи с этим исследование мотивационной структуры в системе управления персоналом в данной работе базируется на четырех основных блоках: изучение потребностей; система оплаты труда; система оценки профессиональной деятельности и управление профессиональным развитием работников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие мотивации и стимулирования труда. Теории мотивации
Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение;
2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне .
За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом — столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Подчеркнем: если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний — истоки, первопричина конфликтов, то «тяжелый характер», плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения — их предрасполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт грянет и насколько он будет длительным и резким по форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами в рамках дипломной работы исследование системы мотивации и стимулирования труда работников сделать следующие выводы.
Мотивация и стимулирование – это экономические термины, в основе которых лежит экономическое побуждение человека.
Стимулирование как тактика решения проблем является ориентацией на фактическую структуру ценностей и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Выделяют административно-организационные, экономические и социально-психологические методы мотивации деятельности.
Среди экономических методов ведущую позицию занимает форма и размер оплаты труда, их соответствие объему выполняемого сотрудником функционала. Премирование является эффективным способом мотивирования, причем выделяют несколько основных видов премирования: ежемесячное, ежеквартальное, годовое и единовременное. Также оказать положительное воздействие на эффективность труда работника можно с помощью ценных подарков и предоставления разнообразных корпоративных льгот.
К социально-психологическим методам мотивации относятся механизмы мотивации, основанные на знаниях по психологии, социологии и других наук о человеке. Мощными механизмами социально-психологической мотивации являются диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервью и др.). Они помогают определить уровень мотивации сотрудников и наиболее важные ценности каждого работника.