Игротерапия как средство преодоления социальных страхов детей старшего дошкольного возраста.

Название работы: Игротерапия как средство преодоления социальных страхов детей старшего дошкольного возраста.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2014 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8

1.1.Понятие и виды социальных страхов 8

1.2.Изучение психолого-педагогических исследований проявления социальных страхов 14

1.3.Игротерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников 25

Выводы по 1 главе 32

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34

2.1.Цель, база и методы исследования 34

2.2.Особенности проявления социальных страхов 36

Выводы по главе 2 47

ГЛАВА 3. ИГРОТЕРАПИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49

3.1.Программа формирующего эксперимента (цель, этапы, методы) 49

3.2.Сравнительный анализ программ констатирующего и контрольного эксперимента 55

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что страхи и тревожность являются одной из актуальнейших проблем современности – все большее количество детей уже с дошкольного возраста испытывают страхи различного генеза, что в дальнейшем приводит к психоэмоциональным и невротическим нарушениям.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.

Изучением страхов занимались такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как Л.М.Костина, А.М.Прихожан, А.И.Захаров, Л.А. Китаев-Смык и др. Определенный уровень страхов и тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности и страха является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявление повышенного уровня страхов может быть одной из причин отрицательного эмоционального состояния ребенка.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1Понятие и виды социальных страхов

Страхи – это негативные проявления в нашем сознании, которые базируются на реальной или придуманной угрозе, бедствии. Боязнь явления или предмета считается основной эмоцией организма человека, поскольку это суть инстинкта самосохранения [47,c.13-15]. Однако об опасности оповещать могут внутренние и внешние причины, приобретенные или врожденные. Таким образом, как отмечает В.М.Астапов, протекание подобного эмоционального состояния у каждого разное. Один человек может бояться чего-то и при этом находиться в состоянии сильного эмоционального возбуждения, а другой наоборот станет слабым, неразговорчивым, подавленным, угнетенным. Невозможно предвидеть, какие именно эмоции и какое поведение будет у имеющего страх человека в критической ситуации.

А.И. Захаров отмечает, что страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображения [10,c.45]. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности ребёнка. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребёнка. Страх, как и другие неприятные переживания не является однозначно "вредным" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы социальных страхов, тревожности, мы отметили, что игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Было определено, что к началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

В ходе проведенного исследования, мы представили анализ психолого-педагогических исследований проявления социальных страхов, выявили особенности социальных страхов и рассмотрлели игротерапияю как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников. Определена игра, как средство коррекции трудностей в развитии эмоциональной сферы и выявлены направления и особенности игровой семейная терапия, как самостоятельное направление в психокоррекционной работе.

Похожие работы на данную тему