Проявление и преодоление неуверенности старших дошкольников в условиях разновозрастной группы

Название работы: Проявление и преодоление неуверенности старших дошкольников в условиях разновозрастной группы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2014 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы неуверенности дошкольника 6

1.1. Сущностная характеристика понятия «неуверенность» 6

1.2. Изучение неуверенности в психолого-педагогическом исследовании 9

1.3. Методы и психолого-педагогические условия преодоления «неуверенности» 17

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей неуверенности детей старшего дошкольного возраста 26

2.1 Цель, задачи и методы констатирующего этапа исследования 26

2.2 Особенности неуверенности детей старшего дошкольного возраста 35

Глава 3. Педагогические условия преодоления неуверенности в разновозрастной группе 40

3.1 Программа формирующего эксперимента 40

3.2 Динамика, сравнительный анализ показателей проявления неуверенности 52

Заключение 56

Список литературы 58

Приложение 61

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

В настоящее время проблема социализации дошкольников является приоритетной как для родителей, так и для педагогов. Неуверенность детей создает барьеры для вхождения дошкольников в мир межличностных отношений. Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Такие дети, как правило, не умеют гармонично взаимодействовать с самим собой, что порождает проблему взаимодействия с социумом.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы, характерологические особенности человека, у дошкольника возникают первые представления об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми, которые оказывают существенное влияние на активность развивающейся личности.

Серьезным барьером в становлении активности может оказаться неуверенность ребенка в собственных силах. Неуверенные дошкольники в дальнейшем могут испытывать также и проблемы в школьной адаптации, застенчивость и неуверенность может негативно отразиться на учебной успеваемости детей. Поэтому поиски путей преодоления неуверенности приобретают большое значение и актуальность.

Отдельные компоненты неуверенности детей школьного возраста, проявление ее в самооценке ребенка, влияние на ее развитие характера педагогического общения и возможные пути ее преодоления изучались в работах Ф.И.Иващенко, Е.И.Савонько, Е.А.Серебряковой и др.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НЕУВЕРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Сущностная характеристика понятия «неуверенность»

Психологический словарь под неуверенность понимает отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающее сомнение, нерешительность, недоверие к себе и своим суждениям. Это качество прорастает в условиях неполной информации, неясных неопределенных целей. В этом состоянии субъект ощущает недостаток знаний о ситуации, чувствует наличие нескольких альтернатив. Человек стремится уменьшить степень риска, ищет опору своим действиям. Неуверенность граничит с нерешительностью, но с той разницей, что здесь делается упор на сознание, тогда как в нерешительности на действие. Неуверенностью часто страдают слабоуспевающие учащиеся, что еще более усугубляет их неуспех [38, с. 128].

Часто неуверенность в себе неосознанно (или осознанно) воспитывается родителями (воспитателями, учителями и т.д.) в своих детях (воспитанниках, учениках), для лучшей управляемости своим ребенком (через страх, вину, стыд). Такой психологический феномен называется родительскими директивами. Неуверенный в себе ребенок частенько старается быть послушным и управляемым, чтобы им были довольны и любили его. Ребенок пытается заслужить любовь скромностью и послушанием. Но когда детство заканчивается, родители забывают отменить свои родительские директивы. Или у родителей не получается это сделать, т.к. человек уже сформировался неуверенным. А у взрослого человека почти нет шансов заслужить любовь общества (или значимых людей) исключительно неуверенностью, скромностью, послушанием. И тогда со временем у взрослого человека неуверенность может трансформироваться в генерализованную тревожность, страхи и фобии, нелюбовь к себе и, в тяжелых случаях, в аутоагрессию, самоповреждения, суицид [41, с. 98].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретического исследования нами были обобщены представления о феномене неуверенности. Под неуверенностью мы понимаем отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающее сомнение, нерешительность, недоверие к себе и своим суждениям.

Неуверенность рассматривается в западной современной психологии как полифункциональный конструкт за счет включения в него когнитивных и эмоциональных компонентов, анализа специфики их взаимодействия (А. Сальтер, А. Лазарус, Р. Зигмунд, Р. и Р. Ульрихи и др.). В отечественной психологии Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Суровцева и др. рассматривают неуверенность как качество личности, связывают его с самооценкой.

Нами были выявлены и рассмотрены основные особенности неуверенности в дошкольном возрасте. В детском возрасте неуверенность в себе обнаруживается достаточно рано. Неуверенного ребенка легко узнать по специфическим проявлениям, таким как низкая мотивация деятельности, отказ от попыток добиться успеха, притязание на легкую деятельность, высокий уровень тревожности при выполнении любой деятельности, нерешительность в ситуациях выбора и негативные ожидания в соревновательных ситуациях, плохая социальная адаптация, застенчивость, повышенная чувствительность к критике, отрицательное отношение к детскому саду, воспитателям, сверстникам, неспособность в ряде случаев принять похвалу, которая воспринимается как насмешка.

Похожие работы на данную тему