"Европейский экзистенциализм о смысле жизни и смерти человек"
Введение
Проблемы смысла человеческого бытия и проблема смерти – это две основные проблемы философии экзистенциализма. Данные вопросы относятся к разряду «вечных» вопросов не только в философии, но и рано или поздно встают в обыденном сознании каждого человека. Однако, для философии экзистенциализма эти вопросы стали основополагающими. В разрешении этих вопросов философы-экзистенциалисты видели главную задачу философского знания. Само философское течение появилось как реакция на утрату смысла жизни в обществе 20 века, крушение моральные и религиозных идеалов, которые прежде помогали человеку обрести жизненный смысл.
Названные проблемы получили свое раскрытие в различных аспектах в работах М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, И. Ялома, К. Ясперса.
............
1. Проблема отношения к смерти в экзистенциализме
В экзистенциализме опыт переживания смерти стал одним из исходных пунктов для анализа человеческой ситуации. Экзистенциалисты подчеркивали, что смерть – это не просто конец жизни, но ее составная часть и отстаивали идею, согласно которой только интеграция концепции смерти в человеческое «Я» делает возможным истинное существование. Платой за отрицание смерти становятся страх и самоотчуждение. Чтобы до конца понять себя, человек должен научиться смотреть в лицо смерти, осознать свою личную смерть [2]. Отношение к смерти формируется у человека с ранних лет. Исследования и размышления о вопросах жизни, умирания, смерти и ее последствий для живущих - один из основных путей достижения мудрости и социально-психологической зрелости.
Ожидание смерти и ее наступление – самые глубокие, экзистенциальные фрустрации, какие только можно себе представить. Смерть другого человека фрустрирует нас трояко:
............
Заключение
Таким образом, как считают экзистенциалисты, в философии существует два главных вопроса – преодоление страха смерти и поиск смысла жизни, и эти вопросы взаимосвязаны друг с другом. Сегодняшний человек, согласно экзистенциализму, может черпать силы только в своей слабости, он может обрести смысл своей жизни не перед лицом вечного и бесконечного, а перед лицом смерти. Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя - вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.
Жизнь является самой высшей ценностью, которая есть у человека, однако осознать эту ценность можно лишь в пограничных состояниях, столкнувшись со смертью. Смерть не является концом бытия, человек должен преодолеть свой страх перед ней.
.............
"Феномен страдания в философском постижении"
Введение
Проблема страдания является одной из центральных проблем философии. Данная категория присутствует в античной философии Запада, восточной философии, христианстве, философии Нового времени. Это указывает на значимость данной проблемы. Особую остроту проблема страдания приобрела в философских течениях 20 в., так как в этот период наиболее обостряются противоречия в философском осмыслении мира, утрачивают свое значение прежние смыслы.
Цель – рассмотреть феномен страдания в философском осмыслении.
.............
1. Страдание как философская категория
Идея страдания живых существ, включенных в бесконечную цепь перерождений (сансара), лежит в основе традиции древнеиндийского умозрения, прежде всего буддизма (т. н. “четыре благородные истины” Будды), считающего главной психологической причиной страдания эмоциональную привязанность человека к преходящим вещам и видящего путь к преодолению страдания и освобождению от сансары в достижении отрешенности и бесстрастия.
Для античного мировосприятия вопрос о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен (ср., однако, представление Эсхила о том, что через страдание Зевс учит человека мудрости). Страдание выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу (рок). Классическая античная философская мысль следует идеалу “невозмутимости духа”. Так, Сократ стремится даже перед лицом смертельной опасности не унизить себя, делая что-нибудь “рабское”. Этот же идеал выражен в определении Аристотелем катарсической сути трагедии, которая предполагает действие, совершающее “путем сострадания и страха очищение подобных аффектов” [3].
...........
Заключение
Таким образом, человеческое бытие неразрывно связано со страданием, страдание является обязательной частью жизни. Человек не может их избежать. Тело человека подвержено травмам, болезням, старению и физической смерти, когда происходит распад и утрата всех его физиологических функций.
Страдание несет в себе двоякий смысл: с одной стороны, это благо, которое заставляет человека самосовершенствоваться и смотреть на жизнь под различными углами; с другой стороны, страдание это зло, так как уже в его корне лежит нарушение универсальных законов.
.................