Миф - как основа политеистической религии

Название работы: Миф - как основа политеистической религии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

История

Страниц:

12 стр.

Год сдачи:

2014 г.

Содержание:

Введение 2

1. Человек и мир 4

2. Мифология и религия 7

3. Сходство мифологических верований 9

Заключение 11

Список литературы 12

Выдержка:

Введение

Мифология (от греч. mythos слово, сказание, предание + logos понятие, учение) - совокупность мифов, а миф - 1) предание с фантастическими, сверхъестественными представлениями о мире; 2) вымысел. Мифология создает, собирает, объединяет и распространяет мифы - фантастические (от греч. phantasia воображение) повествования о мироздании, богах, духах, обожествленных героях, первопредках человека, важных явлениях в жизни общества и природы. В мифологии отражаются архаичные (от греч. archaios древний) и примитивные (от лат. primitivus первый, самый ранний) представления людей об окружающем мире и делаются первые попытки объяснить его непонятные явления.

Для мифологии характерно наивное одушевление всего материального мира (очеловечивание, или персонификация всех явлений природы - от лат. persona личность, лицо + fasere делать = олицетворение, наделение чего-либо человеческими свойствам, или “лицом”). Значительно позже в древнегреческой философии возникло учение о всеобщей одушевленности материи - гилозоизм (от греч. hyle вещество + zoe жизнь). Ошибка одушевления в мифологии и гилозоизме заключается в том, что способности иметь душу, ощущать и мыслить свойственны далеко не всем формам и видам материи, а только высокоразвитой, “живой” материи, появляющейся на поздней стадии эволюции “неживой” материи.

..............

1. Человек и мир

Полное душевное, чувственное, эмоциональное единение человека с окружающим миром стало естественной основой одушевления, перенесения на внешний мир свойств самого человека. Здесь нет еще никакого “отрыва мышления от действительности”, а, наоборот, происходит его перенос, распространение на более обширную область действительности, которая является как бы естественным продолжением самого первобытного человека.

Внешний мир становится естественным расширением его внутреннего мира. Более того, первый реальный удар по собственной мифологии человек наносит именно тогда, когда в мышлении начинает выделять и обособлять себя от природы и от других людей, т.е. “отрывать свое мышление от всей действительности и сводить его к своей собственной персоне”. Вслед за этим первым актом у человека начинается длительный исторический процесс дальнейшего мысленного расчленения действительности, формирования и развития разума, мышления, которые только и позволяют изучать и понять эту новую, расчлененную на множество частей действительность, а затем и создавать из ее частей новый, рукотворный мир. [6, 47].

............

Заключение

Таким образом, в основе типичной архаичной мифологическо-космологической модели мира лежит трехчленная, или трехслойная, схема - небо, земля, преисподняя. Эта схема встречается на самых ранних стадиях мирового мифологического сознания и практически не отличается от моделей мироздания, предлагаемых мировыми религиями, включая христианство и ислам. Если внимательнее присмотреться к трехэтажному мирозданию, то можно обнаружить, что миров в нем даже не три, а, по существу, два: “Один из них - реальный, физический мир, в котором живут люди, а второй - фантастический, ”иной” мир богов, духов и покойников. Такое подразделение лежит в основе всякой религии вообще и, по-видимому, является одной из древнейших идей первобытного сознания”.

Следует отметить, что чем дольше поддерживаются в том или ином обществе родоплеменные традиции и сохраняются суровые, требующие ежедневной борьбы за выживание, условия жизни людей, тем более живучи их мифы, тем беспомощнее их разум, тем дальше он отстоит от достоверного знания, которое может дать только наука, и тем легче он подвержен манипуляциям со стороны других заинтересованных лиц (в том числе жрецов той или иной религии и проповедников различных сект).................

Похожие работы на данную тему