Криминологический аспект ДТП

Название работы: Криминологический аспект ДТП

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Криминология

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика ДТП 7

1.1. Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений

7

1.2. Объективные и субъективные признаки дорожно-

транспортного преступления 8

1.2.1.Нарушение правил дорожного движения и

эксплуатации транспортных средств 9

1.2.2.Недоброкачественный ремонт транспортных средств

и выпуск их в эксплуатацию с техническими

неисправностями 13

1.2.3.Приведение в негодность транспортных средств

или путей сообщения 15

1.2.4.Нарушение правил, обеспечивающих безопасную

работу транспорта 17

1.2.5.Оставление места дорожно-транспортного

происшествия 18

Глава 2. Личность преступника, совершающего ДТП 21

2.1. Понятие личности преступника 21

2.2. Социальная демографическая характеристика лиц,

совершивших ДТП 27

Глава 3. Предупреждение ДТП 29

3.1. Понятие и виды предупреждения преступлений 29

3.2. Общие меры предупреждения ДТП 33

3.3. Специальные меры предупреждения ДТП 38

Заключение 46

Список нормативных актов и использованной литературы

50

Приложение 56

Выдержка:

Введение:

Автомобиль получил быстрое развитие и распространение как наиболее быстроходное, экономичное, комфортабельное и независимое от каких-либо сооружений транспортное средство. Пользование автомобилем стало признаком деловитости современного человека, подвижности, ловкости, преуспевания в современных условиях жизни. Однако автомобиль, мотоцикл, трактор и другие механические транспортные средства являются источником повышенной опасности. Это означает, что человек, который им управляет, должен быть физически и психически здоров, знать Правила дорожного движения и, главное, строго их выполнять.

Нарушение требований дорожной безопасности приводит к происшествиям, при которых получают ранения и гибнут водители, другие участники движения, повреждаются транспортные средства. Уровень безопасности на дорогах и улицах городов, населенных пунктов определяется количеством дорожно-транспортных происшествий и тяжестью их последствий.

ГУ ГИБДД МВД РФ подвело итоги аварийности на дорогах страны за прошедший 2000 год. Аварийность в Российской Федерации характеризуется следующими основными показателями: зарегистрировано 159 823 ДТП (на 0,3% меньше, чем в прошлом году), в которых погибло 29 718 (+2,4%) и травмировано 182 123 (-0,9%) человек. Тяжесть последствий по сравнению с 1999 годом возросла на 2,9% и составила 14 погибших на 100 пострадавших.

Рост всех основных показателей аварийности зарегистрирован на территории 17 субъектов Российской Федерации. Особенно неблагополучное положение с аварийностью наблюдается в Республиках Карелия, Калмыкия, Мордовия, Тамбовской, Московской, Ленинградской, Ростовской, Смоленской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Наиболее высокие показатели тяжести последствий зарегистрированы в Республиках Ингушетия (28,4), Тыва (25,7), Карачаево-черкесской (23,7) и Калужской области (23,2).

В среднем по России на каждые 10 тысяч транспортных средств приходится 50,8 ДТП. Значительно выше этот показатель в Коми-Пермяцком АО (89,4), Республике Ингушетия (72,3), Московской области (71,9), Чувашской республике (71,9), Ленинградской области (71,2).

Глава 3:

Приоритетными направлениями развития и совершенствования разъяснительно-пропагандистской деятельности становятся: организация системы правового дифференцированного информирования разных социальных и возрастных групп населения о действующем законодательстве, о решениях, принимаемых органами власти, по деятельности ГИБДД и в целом по обеспечению безопасности дорожного движения; повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (активизация деятельности отрядов юных инспекторов движения, подготовка методических пособий, рекомендаций для детских учреждений и школ, реализация планового механизма проведения профилактических мероприятий в детских дошкольных учреждениях, школах, лицеях и т.д.); проведение общегосударственных и региональных смотров безопасности дорожного движения; образование под эгидой Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения постоянного Комитета по проведению ежегодной “Недели безопасности дорожного движения в России”; создание специальной телепрограммы на Российском телевидении для популяризации деятельности ГИБДД, обсуждения наиболее острых и актуальных проблем общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения.

Наиболее приоритетными направлениями взаимодействия ГИБДД с общественностью становятся возрождение и дальнейшее развитие форм и методов совместной деятельности.

В этих целях подготавливаются предложения по решению вопросов привлечения общественности, в том числе гаражно-строительных кооперативов, фондов и т.д., к совместной с ГИБДД работе по предупреждению ДТП; активизировано взаимодействие с Всероссийским обществом автомобилистов (разработка совместных планов работы по предупреждению ДТП среди индивидуальных владельцев автомототранспорта, проведение совместных семинаров-совещаний по актуальным проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, организация массовых профилактических мероприятий, рейдов, “круглых столов” и т.д.).

Деятельность ДПС ориентирована на достижение более высокого уровня контроля за соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации и иных нормативных актов с целью сохранения жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, повышение эффективности работы по раскрытию и предупреждению преступлений и правонарушений, связанных с использованием автомототранспорта, переход на качественно новый уровень взаимоотношений с населением и на этой основе повышение авторитета службы в обществе. Исходя из этого, определяются следующие приоритетные направления развития ДПС: переориентирование инспекторского состава на обеспечение безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения, оказание помощи участникам дорожного движения при вынужденной остановке, после ДТП, исключение бесцельных остановок автотранспорта; переход от визуального наблюдения за дорожным движением к использованию специальных технических средств, обеспечивающих выявление и документирование нарушений Правил дорожного движения, исключающих субъективные оценки, конфликтные ситуации с участниками дорожного движения; переоценка тактики надзора за дорожным движением, внедрение новых, более эффективных методов надзора; разработка системы периодической оценки профессиональной пригодности сотрудников всех должностных категорий ДПС (тестирование, зачеты, нормативы и т.д.); изучение и внедрение положительных форм и методов участия личного состава ДПС в охране общественного порядка, борьбе с преступностью и раскрытии преступлений.

Деятельность ГИБДД свидетельствует о необходимости создания в службе подразделений дознания, осуществляющих уголовно-процессуальные действия применительно к сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Планируется проработка вопроса об отнесении к компетенции подразделений дознания ГИБДД расследования преступлений, связанных: с подделкой или уничтожением идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, подделкой государственного регистрационного знака, сбытом транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком; с подделкой бланков специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении; с нарушением лицом, управляющим транспортным средством. Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшим по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба.

Заключение:

Автомобильный транспорт, взаимодействуя с человеком и природой, оказывает на них негативное влияние: используются энергетические и сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля и водоемы, в больших количествах потребляются кислород из атмосферы и вибрации наносят большой ущерб здоровью человека, животным и птицам. Несмотря на это автомобильный транспорт был и остается важнейшим видом транспорта, замены которому пока не найдено и без которого пока что невозможно производство материальных ценностей. Поэтому одной из главных задач в настоящее время является совершенствование его работы и снижение его опасности.

Вопросами координации работ по обеспечению безопасности дорожного движения, производимых в разных странах, «…занимаются свыше 30 различных международных организаций. В рамках ООН вопросы безопасности дорожного движения относятся к компетенции Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии. В большинстве случаев разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения ДТП прогнозированию развития ситуации, а также определению наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью» .

Специфичность данной категории дел предопределило то обстоятельство, что расследование ДТП в настоящее время в большинстве УВД осуществляется специализированными следственными подразделениями, которые созданы практически во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также в крупных городах.

Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. Дорожное движение не следует рассматривать только как деятельность разрозненных индивидуумов, поскольку это, прежде всего, процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы, единой системы обеспечения потребностей дорожного движения. Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том, что в нем соприкасаются и порой сталкиваются интересы людей, организаций и общества в целом. Это вызывает необходимость управления движением как областью общественных отношений.

Под безопасностью движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий. Проблемами безопасности движения, а значит и ДТП являются: автомобилизация страны, стремительное повышение интенсивности дорожного движения (отсутствие мостов, развилок и пр.), увеличение среди водителей удельного веса водителей молодых, неопытных. К числу общих проблем безопасности дорожного движения относятся также психологические возможности человека как водителя и оператора, управляющего техническим средствам. К общим проблемам, влияющим на безопасность дорожного движения, можно отнести и экономические причины, такие как стремительный рост цен на автомобили и запасные части к ним. Человек, который передвигается на старом и чаще всего неисправном автомобиле (из-за невозможности приобрести запасные части), чаще становится субъектом ДТП.

Похожие работы на данную тему