Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Название работы: Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Бухучет, управленч.учет

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками

1.1 Правовые основы расчетов с покупателями и заказчиками

1.2 Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

1.3 Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками

2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ЯЭРЗ

2.1 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.2 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

2.3 Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в финансовой отчетности

3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ЯЭРЗ

3.1 Анализ выполнения договорных обязательств и ритмичности продаж ЯЭРЗ

3.2 Анализ структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков

3.3 Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Выдержка:

Введение:

Каждое предприятие должно продать свою продукцию потребителю. В процессе продажи выявляются полезность и качество продукции предприятия. Реализацией завершается кругооборот средств. Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и реализацией продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у предприятия в виде прибыли.

Продажа отражает экономические связи между предприятиями и между предприятиями и государством. В условиях рыночной экономики выручка от продажи продукции является единственным нормальным источником средств для бесперебойной работы предприятия.

Бухгалтерский учет должен обеспечивать систематический контроль за отгрузкой и реализацией продукции, связанными с ними издержками и полученными финансовыми результатами, состоянием расчетов с покупателями и заказчиками.

Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности составляют обязательства по расчетам с покупателями и заказчиками за отгруженные товары, готовую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. В связи с этим в настоящее время актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

- изучить правовые основы расчетов предприятий со своими покупателями и заказчиками;

- рассмотреть нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;

- определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;

- рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками;

- изучить порядок отражения информации о состоянии расчетов в финансовой отчетности предприятия;

- проанализировать выполнение договорных обязательств предприятием – продавцом;

- изучить ритмичность продаж;

- рассмотреть структуру и динамику задолженности покупателей и заказчиков;

- определить качество и ликвидность дебиторской задолженности.

Глава 3:

Качество задолженности покупателей и заказчиков оценивается также удельным весом в ней вексельной формы расчетов, поскольку вексель выступает высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.

Как видно из таблицы 3.8, на изучаемом предприятии в структуре задолженности покупателей и заказчиков по состоянию на 1 января 2002 года удельный вес векселей к получению составил 12.1 %, что в абсолютном выражении составляет 95 тыс. руб. Положительно можно оценить тот факт, что к концу исследуемого периода увеличилась как сумма задолженности, обеспеченная векселями, - до 359 тыс. руб., или на 264 тыс. руб., так и ее удельный вес в структуре всей задолженности покупателей и заказчиков – на 4 %, и составил при этом 16.2 %.

По итогам анализа структуры, динамики и качества задолженности покупателей и заказчиков ЯЭРЗ можно порекомендовать следующие меры по ее оптимизации:

1. Своевременно оформлять расчетные документы.

2. Тщательно отслеживать возврат задолженности, использовать судебных процедур для ее возврата. В случае невозможности взыскать задолженность даже на основании судебного решения предприятие все же получает возможность отнести сумму непогашенной задолженности на уменьшение налогооблагаемой прибыли, что позволит хотя бы уменьшить платежи в бюджет.

3. Разработать систему предоставления скидок и использования наценок.

4. Предусматривать в договорах с покупателями и заказчиками изменение цен на продукцию в зависимости от срока оплаты

5. Ускорить платежи путем совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками (путем предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.).

6. Проводить анализ финансового состояния сомнительных в платежном отношении покупателей

Заключение:

Целью данной работы было изучение методики бухгалтерского учета и анализа расчетов ЯЭРЗ со своими покупателями и заказчиками.

В первой главе данной работы были рассмотрены правовые основы расчетов с покупателями и заказчиками. Во второй главе рассмотрены особенности аналитического и синтетического учета расчетов ЯЭРЗ с покупателями и заказчиками, отражение информации о состоянии расчетов в финансовой отчетности данного предприятия. Третья глава была посвящена изучению выполнения договорных обязательств ЯЭРЗ, анализу структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков, определению ее качества и ликвидности.

Бухгалтерский учет на предприятии ЯЭРЗ ведется по журнально – ордерной форме. Отпуск готовой продукции покупателям на изучаемом предприятии осуществляется на основании формы N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону". На основании накладных на отпуск готовой продукции бухгалтерия ЯЭРЗ выписывает счета-фактуры, которые регистрируются в Журнале регистрации выставленных счетов – фактур и отражаются Книге продаж. При вывозе продукции автотранспортом на отгрузку продукции составляется также товарно – транспортная накладная.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками в бухгалтерии составляется Ведомость № 16, что позволяет контролировать оплату каждого расчетного документа, оперативно выявлять задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию. Однако данный регистр аналитического учета не позволяет анализировать состояние расчетов с каждым покупателем и заказчиком за весь отчетный период. Так как ЯЭРЗ имеет относительно небольшое число покупателей и заказчиков, данному предприятию можно порекомендовать веси учет расчетов с каждым покупателем и заказчиком в отдельной карточке. Кроме того, ЯЭРЗ можно порекомендовать разработать формы учетных регистров для отражения товарообменных и вексельных операций, взаимозачетов и полученных авансов, что необходимо для финансового анализа.

Итоговые данные за месяц ведомости № 16 об отгрузке и реализации переносятся в регистр синтетического учета – Журнал – ордер № 11, в котором производятся все записи по счету 62. В конце каждого месяца обороты по счету 62 переносятся из журнала – ордера № 11 в Книгу «Журнал – Главная».

Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками на ЯЭРЗ осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» без выделения субсчетов для учета расчетов по авансам, товарообменных операций, расчетов с применением векселей, что снижает контрольные функции учета. Изучаемому предприятию можно порекомендовать предусмотреть отдельные субсчета к счету 62 для учета перечисленных хозяйственных операций.

Основной проблемой бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на изучаемом предприятии можно считать ее большую трудоемкость. ЯЭРЗ в связи с этим можно порекомендовать автоматизацию учета при помощи компьютерных программ.

ЯЭРЗ, несмотря на значительные объемы продаж, имеет относительно небольшое число покупателей и заказчиков. Это связано со спецификой деятельности данного предприятия. Наиболее крупными покупателями продукции ЯЭРЗ в 2002 году была Московская железная дорога (54.8 % всей отгруженной продукции) и Октябрьская железная дорога (22.4 %).

Основную часть обязательств (97.4 %) в 2002 году покупатели и заказчики оплачивали денежными способами. Подавляющая часть расчетов – 92.1 % - была осуществлена перечислением сумм оплаты за продукцию на расчетный счет ЯЭРЗ платежными поручениями. В 2002 году для расчетов с покупателями и заказчиками использовались также вексельные и товарообменные операции, осуществлялся зачет взаимных требований.

Похожие работы на данную тему