Особенности разрешения трудовых споров

Название работы: Особенности разрешения трудовых споров

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СПОРА, ЕГО ВИДЫ 5

1.1. Понятие трудового спора 5

1.2. Виды трудовых споров 10

2. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 12

2.1. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора 12

2.2. Исполнение решения по индивидуальным трудовым спорам 30

3. ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 33

3.1. Понятие и виды коллективных трудовых споров 33

3.2. Порядок разрешения коллективного трудового спора 37

3.3. Забастовка, как один из способов урегулирования конфликта 43

3.4. Правовые последствия законной и незаконной забастовок 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Выдержка:

Введение:

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Закрепление этого права является важнейшей гарантией со-блюдения трудовых прав работающих граждан.

Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) к целям трудового законодательства относится установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, работников и работодателей. В соответствии со ст.2 ТК РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение пра-ва каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод (в том числе в судебном порядке) и на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров. Порядок разрешения споров устанавливается ТК РФ и другими феде-ральными законами.

Согласно ранее действовавшему порядку разрешения трудовых споров все возникающие разногласия, в том числе в части исполнения коллективного договора, рассматривались в комиссиях по трудовым спорам и в суде. В ТК РФ трудовым спорам посвящены две самостоятельные главы: глава 60 "Рассмотре-ние индивидуальных трудовых споров" и глава 61 "Рассмотрение коллективных трудовых споров" .

Выбранная мною тема: «Особенности трудовых споров» изучаема право-ведами поскольку является самой важной гарантией соблюдения прав и закон-ных интересов работников.

Следует отметить то, что правоведы для более правильного применения норм трудового кодекса разработали рекомендации об организации работы по разрешению коллективного трудового спора примирительной комиссией , ре-комендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника , рекомендации об организации работы по рас-смотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже .

Целью моей дипломной работы является исследование особенностей тру-довых споров, их разрешения.

Задачами дипломной работы является изучить нормативную базу и су-дебные акты по вопросам, связанным с разрешения индивидуальных и коллек-тивных трудовых споров; проанализировать вопросы ответственности за нару-шение трудового законодательства; показать оформление в письменной форме процедур урегулирования разногласий; выявить пробелы в трудовом законода-тельстве и предложить способы их устранения.

Глава 3:

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых спо-ров» четко установил ответственность за нару¬шение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняю-щиеся от получе¬ния требований работников и участия в примирительных про-цедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требова¬ний или препятствующие их проведе-нию, несут дисциплинар¬ную или административную ответственность. На них налага¬ется дисциплинарное взыскание или штраф в размере от 10 до 30 мини-мальных размеров оплаты труда, налагаемый в су¬дебном порядке. Такую же ответственность несут представи¬тели работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной про-цедуры. Дела о наложении указанных штрафов рассматри¬ваются в порядке, ус-тановленном Кодексом РФ об админист¬ративных правонарушениях.

За невыполнение соглашений, достигнутых в результате при¬мирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность не-сут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установлен¬ном законодательством Российской Федерации об админи-стра¬тивных правонарушениях (ст. 416 ТК). Закон предусмотрел от¬ветственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу ре¬шения суда о признании забастовки незакон-ной либо об отсроч¬ке или приостановке забастовки. Они могут быть подверг-нуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицировать¬ся как прогул, который влечет увольнение.

К организаторам незаконной забастовки могут применяться меры дисци-плинарного взыскания. Лица, принуждающие к за¬бастовке путем насилия или угрозой применения насилия, при¬влекаются к уголовной ответственности и на-казываются лишени¬ем свободы на срок до одного года или исправительными рабо¬тами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Россий-ской Федерации .

Судебная статистика свидетельствует о сокращении коллективных трудо-вых споров. За 6 месяцев 2003 г. в суды поступило всего 15 исков о признании забастовки незаконной, это составляет 59,5% от дел, поступивших за аналогич-ный период предыдущего года. Из них с удовлетворением иска рассмотрено 71,4% дел . Всего же по Российской Федерации за 2002 г. было зарегистриро-вано 58 коллективных трудовых споров и 67 забастовок. На первый план ра-ботники ставили вопросы о своевременной выплате заработной платы, о стои-мости труда, размере зарплаты, порядке ее начисления, полном выполнении ус-ловий коллективного договора .

Заключение:

Темой исследования моей дипломной работы являлась «Особенности разрешения трудовых споров».

В ходе исследования, проведённого мной, я рассмотрела нормативные положения, регламентирующие процедуры разрешения индивидуальных и кол-лективных трудовых споров.

При подробном изучении особенностей трудовых споров я выявила неко-торые пробелы трудового законодательства.

В полномочия органов федеральной инспек¬ции труда входит разрешение некоторых трудовых споров, что противоречит ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разрешение трудовых споров относится к компетенции государственной власти, а именно судебной, следовательно, положения о возможности разреше-ния спора инспекцией труда должны быть признаны не правомерным или не конституционным.

Я считаю, что в дальнейшем в процессе совершенствования законода-тельства необходимо упразднить комиссии по трудовым спорам. Так как спор переносится на рассмотрение КТС, когда позиции сторон уже известны и сформировались. Поскольку комиссия состоит из равного числа представите-лей от работников и от работодателя, то спор, вероятнее всего, так и не будет решен. В итоге соответствующие решения будет принимать судебная инстан-ция.

Порядок проведения заседания КТС законом не определен, это является значительным пробелом в трудовом законодательстве, так как предоставляет своду действий членом КТС, и ограничивает тем самым возможность регули-ровать процесс обратившимся субъектам.

В гл. 62 ТК ничего не говорится о том, как суд решает коллективные тру-довые споры. Но поскольку согласно ст. 361 ТК решения государственных ин¬спекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы, такое одновременное разреше¬ние коллективного тру-дового спора о принятии работодателем (во¬преки мнению профсоюзного орга-на), локального нормативного акта хотя заставляет работодателей считаться с мнением профсоюз¬ного органа в таких случаях, но оно может создать ситуа-цию, ко¬гда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективного трудово¬го спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разре-шению возможной коллизии. Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетен¬ции государственной инспекции труда и суда и мир-ных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требу-ет законодательного уточнения.

Похожие работы на данную тему