Научно-технический прогресс и его влияние на рынок труда

Название работы: Научно-технический прогресс и его влияние на рынок труда

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ ТРУДА 8

1.1. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 8

1.2. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА НА ФОНЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА (ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) 13

2. ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ 19

2.1. ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 19

2.2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Выдержка:

Введение:

Как известно, основными факторами, определяющими состояние рынка труда являются:

- циклический характер развития производства;

- структурные и глобальные изменения в экономике под воздействием современного этапа НТП;

- государственная политика в области регулирования занятости и безработицы;

- прогрессивные формы организации и оплаты труда;

- рост социальных и экологических ограничений;

- диверсификация производства и форм занятости;

- влияние профсоюзного движения;

- характер трудового законодательства;

- миграционные и демографические процессы;

- культурные и трудовые традиции.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здраво¬охранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечи¬вать государство, финансируя их из средств государственного бюдже¬та за счет налогов и других платежей.

Совершенно ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не мо¬жет нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве при¬мера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспро¬порции в производстве и пр.

Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государ¬ство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государ¬ство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п. Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.

Глава 2:

Мы уже ставим скромные цели: жить лет через 10 не хуже Португалии. Формула Линкольна "преобразования с участием народа и в интересах большинства народа" пока не выполняется. Строительство крупных объектов по производству наукоемких товаров в России практически не ведется. К тому же российское население в силу слабой платежеспособности не может обеспечить полноценный спрос на изделия 5 технологического уклада. Тренажеры, программные системы обучения, диагностическое оборудование, телефоны, офисное оборудование - должны просто расхватываться в условиях перехода экономики на постиндустриальную стадию, но процесс развивается медленно, бума не наблюдается. Ассортимент прогрессивных товаров, сделанных в России, очень скромен, а ведь о стране судят прежде всего по производимым в ней товарам и услугам). Образование, наука и медицина находятся в стеснительном финансовом положении и не могут свободно приобретать необходимое им оборудование. Вывод очевиден: мы не смогли встроиться в очередную промышленную революцию - технотронную, застряли на предыдущих укладах и страной "белых воротничков" пока не являемся. Очевидно, Россия не обладает достаточным интеллектуальным капиталом, куда входят не просто знания, но и навыки практического характера, знание конкретных технологий, управленческих решений, организационный опыт. Именно они обеспечивают неравновесное, но устойчивое развитие (неравновесие - одно из важнейших условий развития, так как смена технологий представляет собой неравновесный процесс: потребности в старых технологиях уменьшаются, а в новых - увеличиваются).

Сегодня в России происходит рост объемов производства за счет восстановления производства образца 90-х годов - на устаревшем оборудовании и по старым технологиям. Настоящая реструктуризация производства еще впереди. В развитых странах до 50% всей промышленной продукции изготавливают станки с электронными системами управления, а к 2015 г. будут изготавливать до 100%. Для выхода из ситуации хронического отставания в производстве наукоемкой продукции России потребуются новые кадры. Очевидно, что это будут люди не с опытом челноков и торговцев гербалайфом и даже не инженеры, получившие знания в рамках 3-го и 4-го технологических укладов. Нужны специалисты нового профиля, способные овладеть интеллектуальными способами производства: ликвидировать отсталые отрасли и развить "прорывные" технологии.

Несмотря на все перечисленные проблемы и недостатки происходят и позитивные изменения в сфере занятости, хотя они носят локальный характер. Экономически активное население нашей страны трудится в трех главных секторах:

- рыночном - это мелкие частные предприятия с разнообразными доходами участников;

- корпоративном - сюда входят благополучные крупные предприятия с высоким уровнем зарплат;

- государственном, финансируемом не слишком щедро, но стабильно.

Сокращается количество занятых в традиционных отраслях, таких как машиностроение, химическая, нефтехимическая, топливная и легкая промышленность. Единственная отрасль с позитивной динамикой - это строительство. Происходит переориентация на новые виды деятельности - обслуживание компьютеров, медицинского оборудования, охранных систем, услуг населению. Доля занятых в сфере услуг за последние 20 лет возросла с 37% до 50. Сверхиндустриальный тип занятости уступает место рыночному. Появляются новые постиндустриальные профессии: брокер, менеджер, программист, дизайнер, маркетолог, специалист по рекламе, аудитор, чиновник, охранник. Новые профессии требуют творческого подхода, риска, новаторства, знания современных информационных технологий. Высокие требования предъявляются к внешнему виду, речи, стилю мышления, умению общаться. Появились высокооплачиваемые, престижные, доходные профессии. Виртуальные воротнички, обслуживающие информационные системы, одни из самых востребованных на рынке профессий. Хотя логистики (наука о товарных потоках) в официальном перечне специальностей нет, такой предмет читается во многих вузах. Уже в 1998 г. в России доля принятых по гуманитарным специальностям впервые превысила долю принятых на инженерные специальности, подготовка по которым традиционно была самой массовой. Была открыта система второго высшего образования. Обучение, хотя и в недостаточных масштабах, ведется по трем основным направлениям: профессиональное обучение, внутрифирменное обучение и переподготовка и обучение безработных.

Возросло количество телефонов, компьютеров и автомобилей на тысячу жителей. На сегодняшний день в России около 6 миллионов человек пользуется Интернетом. Внутри промышленности отмечаются прогрессивные тенденции. По данным В.Мау , в черной металлургии 72% выплавки осуществляются по новым технологиям (в США - 95%, в Японии - 100%). В химической промышленности возросло производство шин, видеокассет, компакт-дисков, лакокрасочных изделий, косметики и парфюмерии. Увеличился, хотя и скромно, жилой фонд (с 2 425 до 2715 млн. кв. м). В 2000 г. вклад информационных технологий и услуг в ВВП составил 4,7 млрд. долл. Разработан и представлен в правительство проект развития электронной торговли в России. В стране уже действует более 100 крупных электронных торговых площадок. Российские компании все более активно развивают свои Интернет-ресурсы, управленческие информационные технологии. Количество школ увеличилось (с 67,6 до 68,5 тысяч). Количество вузов удвоилось (с 514 до 914 в 1998 г.). Заметно возросло число музеев, театров, спортивных залов, бассейнов. Произошла революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи. Молодые люди все менее готовы выполнять низко квалифицированную работу, но настроены осваивать новые профессии, ориентированы на более поздние браки. Повысились требования у определенных групп населения к качеству жизни, особенно к ее экологической составляющей.

Заключение:

В результате выполнения данной дипломной работы можно сделать следующие выводы.

Говоря о современной ситуации в экономике, следует иметь в виду, что важным является определение приоритетов развития, выявление новых тенденций и связанных с ними проблем. Следует согласиться с высказываниями ряда экономистов и юристов том, что для формирования стратегии перехода к устойчивому экономическому росту в регионах России первоочередное значение имеют анализ эффективности проводящейся социальной политики, оценка влияния экономической политики на изменение уровня жизни, социальной напряженности в обществе, состояния рынка труда и социальной инфраструктуры территорий страны.

Вступление человечества в XXI век сопровождается все более высокими темпами научно-технического прогресса – главного источника экономического роста. При этом по-новому раскрывается потенциал личности, меняются критерии оценки эффекта производственной и управленческой деятельности. Сегодня все чаще ощущается то, что ключевым становится значение человеческого фактора.

Усложнение хозяйственно-экономической деятельности человечества постоянно порождает потребность в более глубоких специальных знаниях и, соответственно, профессиях. Наука же в свою очередь стала оказывать все более мощное воздействие на хозяйственную практику. Человечество пережило несколько научно-технических и промышленных революций, которые кардинально изменили сам стиль жизни человечества.

Настоящее время характеризуется информационным бумом и бурным развитием высоких технологий. Постоянно возрастают требования к образованию как к его качеству, так и в связи с новыми рыночными отношениями, с диктатом мирового рынка.

Ученые утверждают, что основу долгосрочных уникальных преимуществ любой организации в конкурентной борьбе представляют человеческие ресурсы.

Кадровый потенциал организаций Российской Федерации является важнейшим стратегическим фактором, предопределяющим успех проводимых хозяйственно-экономических реформ. От качественных и количественных показателей этого потенциала во многом зависит результативность структурной перестройки и оживление экономики, расширение производства, повышение качества продукции, ее конкурентоспособность и эффективность производства.

Изменения в экономической и политической системах России принесли как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, внесли значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Проблема подготовки и переподготовки кадров, во многом, носит социальный характер. Многие работники находятся под угрозой увольнения или потери достигнутого социального статуса в результате структурной перестройки экономики. Большинство из них нуждается в активной социальной защите, основными составляющими которой является создание новых рабочих мест и опережающая переподготовка кадров.

Похожие работы на данную тему