Судебный пристав как субъект уголовно-процессуальной деятельности

Название работы: Судебный пристав как субъект уголовно-процессуальной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

178 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 9

1.1. История развития исполнительного производства в России 9

1.2. Причины и основные составляющие реформы принудительного исполнения 14

1.3. Принятие федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» 17

1.4. Основные проблемы реализации нового исполнительного законодательства и пути их решения 21

1.5. Правовая основа деятельности судебных приставов 23

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И УПРАВЛЕНИЕ В СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 32

3. МЕТОДИКА РАБОТЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 44

4. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 60

4.1. Судебный пристав-исполнитель как государственный служащий 60

4.2. Специальный статус судебного пристава-исполнителя (по Федеральному закону «Об исполнительном производстве») 78

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 95

6. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

БИБЛИОГРАФИЯ 156

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 178

Выдержка:

Введение:

Со сменой курса экономического и политического развития нашей страны в начале 90-х гг. возникла необходимость правовых реформ, в том числе, судебной реформы, реформы принудительно¬го исполнения судебных решений и актов некоторых других госу¬дарственных органов.

Судебные исполнители, состоявшие при районных судах, на вооружении которых было устаревшее законодательство, не преду¬сматривавшее способов эффективного воздействия на неисправных должников, не обеспечивали выполнение заключительной стадии судебного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, различных форм хозяйствующих субъектов, действующих в нашей экономике.

Реальное исполнение судебных решений неуклонно сокраща¬лось, в 1996г., последнем году перед принятием нового законода¬тельства о принудительном исполнении, судебные исполнители взыскали 26,3% денежных сумм по исполнительным листам, предъявленным к принудительному исполнению. Такое положение дискредитировало судебную власть (как, впрочем, и государствен¬ную власть в целом), отвечавшую не только за правильное разре¬шение гражданских и экономических споров, но и за исполнение своих собственных решений, ставило под сомнение целесообраз¬ность обращения в суды за защитой своих прав и интересов.

Принятие федеральных законов «Об исполнительном про¬изводстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) и «О судебных приставах» (далее – Закон о судебных приставах), всту¬пление их в действие с 6 ноября 1997 г. стало началом реформы исполнительного производства.

Значение этого события трудно переоценить. Впервые по¬сле 1917 г. государство сочло возможным принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительно¬го исполнения исполнительных документов, главным образом, судебных решений.

Этими законами решены следующие задачи:

1. Создана самостоятельная служба принудительного испол¬нения исполнительных документов.

2. Принудительное исполнение решений судов и других ис¬полнительных документов отделено от судов и судопроизводства и передано исполнительной власти.

3. Законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства.

4. Усилена ответственность хозяйствующих субъектов и физических лиц за невыполнение судебных актов и актов других органов.

5. Созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава служащих принудительного исполнения и подъема их про¬фессионального уровня.

6. Судебным приставам-исполнителям предоставлен значи¬тельно больший объем прав, позволяющий им реально исполнять в принудительном порядке требования исполнительных документов.

7. Предусмотрен действенный контроль за законностью дей¬ствий судебного пристава-исполнителя.

Глава 6:

Надзор за исполнением законов судебными приставами явля¬ется новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов – федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными при¬ставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему про¬куроры.

Следует иметь в виду, что практика надзора в рассматриваемой области только еще складывается. Иными словами, здесь прокурорами еще не наработан опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятель¬ной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.

Это направление надзора можно рассматривать как часть про¬курорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющи¬ми приговоры и иные решения судов. Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, над¬зорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов. Прокурорский надзор за исполнением законов судеб¬ными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюде¬нием прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно кото¬рых приняты судебные решения.

Предметом данного направления можно считать надзор за ис¬полнением законов судебными приставами и в первую очередь надзор за законностью принимаемых ими мер и выносимых пра¬вовых актов. При этом было бы неверным утверждать, что толь¬ко за исполнением названных выше Законов о судебных приста¬вах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является исполнение судебными приставами всякого ино¬го законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов сле¬дует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российс¬кой Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и ряд других.

Служба судебных приставов согласно ст. 5 Закона о судебных приставах является структурным подразделением Министерства юс¬тиции РФ и возглавляется заместителем министра юстиции - Главным судебным приставом РФ. В ее состав входят:

департамент судебных приставов Минюста России;

служба судебных приставов Управления военных судов Ми¬нюста России;

служба судебных приставов органов юстиции субъектов Феде¬рации;

подразделения судебных приставов районного уровня, состо¬ящие из судебных приставов по обеспечению установленного по¬рядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

При этом Закон о судебных приставах корреспондирует воп¬росы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ с федеральными конституцион¬ными законами об этих судах. Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.

Функционально судебные приставы подразделяются на две ка¬тегории: приставов по обеспечению установленного порядка деятель¬ности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;

приставов-исполнителей, которые помимо названного Зако¬на руководствуются в своей деятельности Законом об исполни¬тельном производстве.

Заключение:

Судебный пристав-исполнитель, согласно ст. 3 (п. 2) Закона о судебных приставах, является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Поэтому правовое положение (статус) судебного пристава-исполнителя определяется не только и не столько правовыми нормами об исполнительном производстве, но в первую очередь, законодательством о государственной службе.

Основополагающим актом этого законодательства является Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен¬ной службы Российской Федерации» (далее – Основы). Вопросы государственной службы регулируются также рядом указов Прези¬дента РФ, в частности, от 16 августа 1995 г. № 854, от 6 сентября 1995 г. №900, от 1 декабря 1995 г. № 1208, от 30 января 1996 г. № 123, от 22 апреля 1996 г. № 578, от 15 мая 1997 г. № 484, от 16 мая 1997 г. №493, от 1 июня 1997г. №640, от 1 июня 1997г. №641. Этим вопросам посвящены также постановления Прави¬тельства РФ от 16 августа 1996 г. № 973 и 27 марта 1997 г. № 346.

Нормы Основ и других актов, регулирующих вопросы госу¬дарственной службы, касаются всех государственных служащих. Эти нормы носят общий характер, определяющий статус государ¬ственного служащего, а не только судебного пристава-исполнителя.

Вместе с тем эти нормы конкретизируются законодательст¬вом об исполнительном производстве, которое устанавливает осо¬бенности государственной службы судебных приставов-исполнителей. Поэтому, если в практике выявится, что некоторые вопросы, касающиеся функций судебного пристава-исполнителя, не в полной мере урегулированы законодательством об исполни¬тельном производстве, следует обратиться к Основам и другим ак¬там о государственной службе.

На судебных приставов-исполнителей как государственных служащих распространяется действие также законодательства о труде, но применяется оно с особенностями, установленными Основами.

Таким образом, правовое положение (статус) судебного при¬става-исполнителя как государственного служащего определяется нормами федеральных законов, указами Президента РФ, а также иных нормативных правовых актов федерального законодательства.

Функции (права и обязанности) судебного пристава-исполнителя установлены нормами законодательства о судебных приставах и об исполнительном производстве. Кроме того, такие нормы содержат и другие законы, в том числе: ГПК РСФСР, АПК РФ, а также управленческие акты Министерства юстиции РФ, глав¬ного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта Федерации.

Основами и другими актами законодательства о государ¬ственной службе, определяющими статус государственного служащего (в том числе и судебного пристава-исполнителя), установлены, в частности:

• понятие государственной службы;

• принципы государственной службы;

• основные права государственного служащего;

• основные обязанности государственного служащего;

• ограничения, связанные с государственной службой;

• поощрения и ответственность государственного служащего;

• порядок поступления на государственную службу и её прохож¬дения.

• Государственная служба, согласно п. 1 ст. 2 Основ, пред¬ставляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государствен¬ная служба судебных приставов-исполнителей находится в ведении Российской Федерации и поэтому считается федеральной службой (в отличие от государственной службы субъектов Федерации). Перечень государственных должностей федеральной госу¬дарственной службы приведен в приложении № 9 к Указу Прези¬дента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981. Должность судебного при¬става-исполнителя указана в этом Перечне как старшая долж¬ность среди государственных должностей категории «В», которые учреждены для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Такими органами, в которых проходит государственная служба судебных приставов-исполнителей, является орган юстиции субъекта Федерации, точнее его структурное подразделение, служ¬ба судебных приставов. Она состоит из районных, межрайонных или соответствующих им (согласно административно-территориальному делению субъектов Федерации) подразделений судебных приставов.

Похожие работы на данную тему