Антикризисное управление финансами предприятия

Название работы: Антикризисное управление финансами предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение .3

Глава 1 Общие основы формирования антикризисной программы

предприятия .5

1.1 Теоретические основы системы антикризисного управления на

предприятии .5

1.2 Формирование антикризисной программы на предприятии .9

Глава 2 Основные инструменты антикризисного финансового управления

предприятием .24

2.1 Методы диагностики и прогнозирования финансового состояния

предприятия .24

2.2 Основные модели и приемы антикризисного управления

финансами .30

2.3 Методика формирования финансовой программы на ОАО УМЗ и ее

оценка .43

Глава 3 Рекомендации по улучшению методики формирования антикризисной программы предприятия .57

3.1 Пути решения проблем создания системы диагностики финансового

состояния предприятия .57

3.2 Формирование антикризисной программы управления финансами на ОАО УМЗ .63

Заключение .71

Список использованных источников .76

Приложение А .80

Приложение Б .83

Приложение В .84

Приложение Г .85

Приложение Д .86

Приложение Е .87

Выдержка:

Введение:

Настоящее и будущее российской экономической системы тесно связано с воз-можностью быстрого и эффективного развития производительных сил. Основной про-блемой решения этой задачи на сегодняшний день является создание и применение та-ких методов и технологий управления ресурсами, которые обеспечивали бы выход из кризиса и состояния банкротства значительной части российских предприятий.

В данной дипломной работе представлена попытка удовлетворить насущную не-обходимость во внедрении системы антикризисного управления предприятием путем обобщения знаний о характере, тенденциях и практике развития кризиса предприятия, методах диагностики и раннего обнаружения его признаков, путях и средствах, стра-тегии и тактики, применение которых смогло бы обеспечить финансовое оздоровление предприятия.

Основной целью данной работы является разработка рекомендаций по формиро-ванию антикризисной программы предприятия. Для достижения данной цели необхо-димо рассмотреть несколько задач, а именно:

а) общие основы формирования антикризисной финансовой программы пред-приятия;

б) основные инструменты антикризисного финансового управления предпри-ятия;

в) улучшение методики формирования антикризисной программы предпри-ятия.

Систематизация теории, а также мирового и отечественного практического опыта по выходу предприятия из состояния кризиса и несостоятельности и выработка соответствующих рекомендаций позволяют достигнуть поставленной цели.

Особое место в процессе изучения данной темы занимает описание систем анали-за и прогнозирования финансового состояния предприятия, так как они являются осно-вой для составления антикризисной программы. Алгоритм формирования финансовой программы предприятия включает в себя три основных этапа:

а) анализ финансового состояния предприятия;

б) расчет основных целевых показателей;

в) планирование деятельности для достижения данных показателей.

Точная диагностика финансового положения предприятия является тем ключевым моментом, который позволяет своевременно и адекватно среагировать на возникшую ситуацию, то есть разработать и реализовать наиболее правильный ком-плекс мероприятий по разрешению финансовых проблем предприятия.

В дипломной работе изложены основные концептуальные подходы к управлению ресурсами предприятия в кризисных ситуациях на основе материалов отечественных и зарубежных авторов, оценена практическая применимость данных методик.

Далее рассмотрен практический опыт российских предприятий в области анти-кризисного управления на примере деятельности ОАО Ульяновский механический за-вод. Приведены основные подходы к решению данной проблемы и обозначены основ-ные их недостатки, дано описание рекомендаций по разрешению существующих не-достатков и совершенствованию системы антикризисного управления.

Глава 3:

Второе направление заключается в создании надежной системы своевремен-ного оповещения руководства о возникновении просроченных долгов по дебиторской задолженности. На западе широко используются компьютерные программы для учета реализации, движения векселей, поступлений платежей и т.п. При помощи компьютер-ной техники ведется также сбор данных по каждому клиенту - так называемая «пла-тежная история», затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся решения об установлении предельной величины кредита каждому клиенту; производится класси-фикация покупателей. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами сосре-дотачивается в базе данных предприятия и используется при принятии решений отно-сительно возможного изменения кредитной политики.

После разработки подпрограмм на четвертом этапе формирования антикри-зисной программы создается сводный финансовый план. Очевидно, что некоторые из перечисленных мероприятий позволяют временно сэкономить на определенных затра-тах, а другие имеют долговременный характер и сейчас требуют определенных затрат. Необходимо сопоставить данные доходы и затраты. Это можно сделать с помощью сводного плана по данным мероприятиям по следующей схеме [18,с.11]:

а) направление расходования средств:

1) разработка новых видов продукции;

2) затраты на маркетинг;

3) затраты на создание комплексной системы управления качеством;

4) затраты на систему контроля и корректировки антикризисной; програм-мы и т.д.;

б) источники средств:

а) сокращение налоговых выплат;

б) рост денежных средств;

в) собственные средства;

г) доступные заемные средства и т.д.;

в) излишек или нехватка средств на данный момент.

Если возникает нехватка средств необходимо пересмотреть некоторые из программ в сторону сокращения расходов, одновременно пытаясь добыть дополни-тельные источники (может быть и через апелляцию к государственной поддержке).

Затем разрабатываются несколько вариантов возможных изменений внешних и внутренних условий, и осуществляется выбор. Обычно разрабатывают варианты по трем основным направлениям - оптимистический, пессимистический и усредненный, выбирая последний. Позже в процессе реализации программы проводиться корректи-ровка. Основными инструментами финансового контроля являются сметы и прогноз-ная финансовая отчетность. Эти документы предусматривают ожидаемое развитие и, выражают, следовательно, цели предприятия. Затем эти целевые установки сравнива-ются с реалиями деятельности (ежедневно, еженедельно или ежемесячно), для того чтобы выявить отклонения. Таким образом, система контроля выявляет и очерчивает те сферы деятельности, функционирование которых не удовлетворяет целевым значе-ниям. В этом случае необходимо предпринять определенные действия, возможно в срочном порядке, если ситуация ухудшается быстро. Сосредотачивая свое внимание на отклонениях, руководство предприятия может «управлять отклонениями», занимаясь именно теми показателями, которые больше всего нуждаются в улучшении.

В заключение необходимо отметить, что только при одновременном выполнении представленных программ может быть получен положительный, эффективный резуль-тат. Также важным условием успешной реализации антикризисной стратегии является взаимодействие всех уровней и ветвей управления предприятием, координация усилий всего коллектива на выполнение поставленных задач.

Заключение:

Подводя итог изложенной дипломной работе, обозначим основные выводы и заключения.

В результате проведенной работы удалось смоделировать достаточно уни-версальную типовую схему формирования антикризисной программы и разработать рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО УМЗ.

Опишем типовую схему формирования антикризисной программы пред-приятия.

На первом этапе формирования программы проводится анализ финансового состояния предприятия. Здесь существует целый ряд проблем могущих вызвать ошиб-ки в анализе деятельности предприятия и неточности в разработке антикризисной про-граммы.

Многие показатели финансового состояния предприятия требуют корректи-ровки по изложенным выше рекомендациям. Например, при расчете коэффициента промежуточного покрытия из числителя показателя необходимо вычесть суммы аван-сов выданных, так как их списание сопровождается получением не денежных средств, а товарно-материальных ценностей, которые не совсем корректно сопоставлять с де-нежными долгами предприятия.

Нормативы финансовых показателей также требуют изменения с учетом современных условий хозяйствования. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Министерством экономики Российской Федерации приказом №118 от 01.01.97г. ут-верждены методические рекомендации по реформе предприятий, в которых предложе-ны новые нормативы финансовых коэффициентов. Так показатель полного покрытия, ранее рекомендуемый более 2, теперь считается приемлемым в пределах от 1до 2, а ко-эффициент абсолютного покрытия снижен до 0,1. Далее министерствам желательно разработать отраслевые нормативы коэффициентов финансового анализа с учетом от-раслевой специфики российских предприятий.

На втором этапе разработки программы важно выделить наиболее сущест-венные проблемы, возникшие перед предприятием с тем, чтобы наиболее рационально сконцентрировать усилия на их разрешении.

Третий этап, пожалуй, самый сложный. Трудность его в том, чтобы при разработке основных направлений по выходу предприятия из кризиса не забыть о стратегических долгосрочных мерах. Важно таким образом проработать антикризис-ные меры, чтобы полностью использовать внутренний потенциал предприятия и учесть перспективы его развития. Безусловно, существенным является оценка возможного эффекта от внедрения той или иной программы. Здесь необходимо указать: по кратко-срочным ресурсосберегающим программам - экономию, а по долгосрочным стратеги-ческим - период окупаемости вложенных средств и возможный результат.

Сводный финансовый план - обобщение финансовой стороны программы с указанием основных направлений расходования средств и их источников с разбивкой по срокам реализации.

На пятом этапе важно учесть как можно больше факторов, могущих оказать влияние на результат внедрения программы и рассчитать все возможные сценарии раз-вития предприятия. Необходимым является проведение анализа внешних факторов со-вместно финансовой службой и службой маркетинга с тем, чтобы снизить неопреде-ленность изменения рынка.

Похожие работы на данную тему