Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации

Название работы: Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 5

1.1. Теоретические основы инвестиционной деятельности на уровне государства 5

1.2. Международно-правовая защита иностранных инвестиций 10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20

2.1. Анализ финансовой политики Российской Федерации 20

2.2. Анализ эффективности управления государственным внешним долгом 35

2.3. Состояние промышленности и проблемы привлечения иностранных инвестиций 47

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ 70

3.1. Создание благоприятного инвестиционного климата внутри страны 70

3.2. Улучшение имиджа страны на международной арене 74

3.3. Лизинг как экономичный путь привлечения реальных инвестиций 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

Выдержка:

Введение:

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. При этом российские общественные интересы могут не совпадать с интересами иностранных инвесторов. Следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом большое внимание надо уделить законодательству, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Как показывает проведенный анализ, небольшие объемы иностранных инвестиций в настоящее время можно объяснить плохим инвестиционным климатом, создавшимся в настоящее время в России, а также настороженным отношением к иностранному капиталу со стороны государства и руководителей некоторых предприятий.

Опыт многих стран "третьего мира", с низкой инвестиционной привлекательностью, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики.

Целью данной дипломной работы является комплексное исследование проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России и повышение их эффективности.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

 изучены теоретические основы инвестиционной деятельности на уровне государства;

 проанализирован зарубежный опыт привлечения инвестиций;

 рассмотрена международно-правовая защита иностранных инвестиций;

 проведен анализ потребности в международных инвестициях в Российской Федерации;

 рассмотрены конкретные направления совершенствования путей привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

В современной научной литературе российскими и зарубежными авторами достаточно широко освещены такие вопросы иностранного инвестирования, как влияние иностранного капитала на экономику России, проблемы создания благоприятного инвестиционного климата, правовое регулирование иностранных инвестиций и перспективы инвестиционного сотрудничества (О.Т. Богомолов, М.М. Богуславский, И.П. Фаминский и др.); особенности инвестирования в производственные мощности, обновления промышленного потенциала России (Ильин О.А., Авдеенко В.Н. и др.); проблемы внешнеэкономической безопасности в связи с привлечением иностранного капитала в Россию (Загашвили B.C.); вопросы государственного и международного регулирования инвестиций, формы проникновения и пути преодоления инвестиционного кризиса затронуты в работах В.В. Красавиной, П.И. Толмачева, А.И.Соколова, В.Д.Щетинина, Л.Е.Халевинской. Экономическая оценка эффективности финансирования инвестиционных проектов рассматриваются в работах Я.С. Мелкумова, И.В.Липсиц, В.В. Косова и др.

Глава 3:

Для создания привлекательного имиджа требуется информировать потенциальных инвесторов относительно имеющихся в стране инвестиционных возможностей путем проведения рекламно-информационных кампаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах, инвестиционных миссий за рубежом.

Информационная поддержка является необходимым элементом работы с международными инвесторами, особенно в тех случаях, когда в принимающей стране происходит изменение общеэкономических либо нормативных условий инвестиционной деятельности. Качество информации играет важную роль в экономическом развитии, так как:

 полнота и доступность информации определяет уровень конкурентности рынка и влияет на эффективность распределения ресурсов агентами, оценку рисков и уровень требуемой доходности;

 развитие современных средств коммуникации вызвали лавинообразный рост доступной информации. Критическое значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику информации и уровень затрат по получению данных в нужном формате.

Современный деловой мир перегружен информацией, поэтому многие страны ведут активную и агрессивную политику пропаганды своих преимуществ перед остальными членами мирового сообщества, влияя на формирование нужных стереотипов у той части потребителей информации, решения которых важны. Существуют хорошо разработанные технологии формирования положительного имиджа целой страны и отдельных предприятий. Коррупция, преступность, некомпетентность не являются исключительно российским феноменом, однако “сон разума порождает чудовищ”, а отсутствие информации – нелепые домыслы. Учитывая, что за мощными инвестиционными корпорациями стоят простые обыватели-инвесторы, требуется широкая компания в странах, где сосредоточены потенциальные инвесторы, по адекватному и оперативному отражению событий в России.

Широкое распространение в мире получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами. Подобные агентства действуют примерно в 100 странах. Агентства выполняют три основные функции:

1. Создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов;

2. Осуществление целевого привлечения инвестиций;

3. Оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиций.

Такое агентство было создано в России по инициативе Консультационного Совета по иностранным инвестициям – Российский центр содействия иностранным инвестициям. Однако он не пользуется вниманием со стороны Правительства, в том числе в плане финансирования.

Целевое привлечение инвестиций реализуется путем определения круга компаний, инвестиции которых рассматриваются в качестве наиболее важных для экономического развития страны, и установления прямых контактов с ними с целью заинтересовать перспективами осуществления инвестиций. В рамках конкурентной политики по привлечению инвестиций подобные контакты воплощаются в организацию инвестиционных миссий и семинаров, ориентированных на определенные отрасли, обмен информацией с компаниями - потенциальными инвесторами и организацию встреч представителей агентства с руководством этих компаний.

Крайне желательно создание общенациональной информационной сети с необходимой для инвесторов информацией.

Заключение:

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций.

Мировой опыт показал, что иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами финансирования раз¬вития экономики. Во-первых, это дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи технологии, ноу-хау, новейших методов управления. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на государственный бюджет и его внешний долг.

Поэтому в условиях развивающейся экономики в России существует необходимость многократного увеличения инвестиционного потока. Для этого должны быть созданы определенные условия, гарантирующие иностранному инвестору неприкосновенность его капитала и минимизацию риска его потери.

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", принятым Государственной Думой 15.07.1998 и одобренным Советом Федерации 17.07.1998, под инвестициями стали понимать денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. А под инвестиционной деятельностью, в соответствии с законом, стали понимать вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2005 года объем внешнего долга запланирован в размере до 115 млрд. долларов США.

Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54%, в 2003 году - 32 процента. В 2004 году максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. Однако, несмотря на постоянное снижение объема внешнего долга и его доли к ВВП, структура его в настоящее время не является оптимальной.

По состоянию на конец сентября 2004 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 73.4 млрд. долларов США, что на 37.0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 57.5% (на конец сентября 2003 г. – 51.7%), доля прямых инвестиций составила 40.5% (46.2%), портфельных – 2.0% (2.1%).

Похожие работы на данную тему