Защита чести, достоинства и деловой репутации в Российском гражданском праве

Название работы: Защита чести, достоинства и деловой репутации в Российском гражданском праве

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Честь, достоинство и деловая репутация как виды

личных неимущественных прав 7

1.1 Достоинство как вид личных неимущественных прав 7

1.2 Честь как вид личных неимущественных прав 11

1.3 Деловая репутация как вид личных неимущественных прав 13

Глава 2. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации 21

2.1 Содержание права на защиту чести, достоинства и деловой

репутации 21

2.2 Основания осуществления права на защиту чести, достоинства и

деловой репутации 24

2.3 Субъекты права на защиту чести, достоинства и деловой

репутации 29

Глава 3. Способы защиты чести, достоинства и деловой репутации 39

3.1 Компенсация морального вреда 39

3.2 Опровержение 48

3.3 Возмещение убытков и иные способы защиты чести,

достоинства и деловой репутации 56

Заключение 61

Литература 65

Рецензия

Отзыв

Выдержка:

Введение:

Актуальность защиты чести и достоинства личности, деловой репутации юридического лица в период перехода к рыночным отношениям значительно возросла. От качества репутации зависит статус человека, его моральное самочувствие и карьера, а в случае с организациями и предприятиями - их процветание и доверие клиентов.

С другой стороны, опасность умаления чести и достоинства также выросла, поскольку значительно увеличилось число газет и журналов, готовых свободно «плыть без руля и ветрил», отдаваясь стихийному стечению конъюнктурных обстоятельств.

В современных условиях защита прав человека всё более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе и права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Необходимость освещения именно данного вопроса диктуется, как актуальностью проблемы, особенно возросшей в связи с провозглашением свободы слова и печати, появлением в массовом количестве новых субъектов хозяйственных и общественно-политических отношений, так и отсутствием в достаточном количестве публикаций о защите чести, достоинства и деловой репутации, включающих в себя деятельное регулирование данного вопроса и последние изменения в законодательстве: пока основное количество имеющихся научных работ изданы до 1991 года и не отражают в полной мере ни положения Закона РФ «О средствах массовой информации», ни нормы вступившего в силу с 1 января 1995 года Гражданского кодекса РФ.

Многолетняя практика рассмотрения в судебных процессах дел по искам о защите чести и достоинства показывает, что нередко судьи испытывают затруднения при ре¬шении данных дел. Иногда в судах возбуждают дела по требованиям, не подлежащим судебному рассмотрению. В судебных заседаниях не всегда всесторонне выясняется, действительно ли распространённые сведения порочат честь и достоинство истца, и были ли они распространены именно ответчиком. В решениях нередко не указывается конкретный способ опровержения порочащих сведений и срок, в течение которого должно последовать опровержение.

Право защищать честь, достоинство и деловую репутацию, содержащееся в нормативных актах, тесно взаимосвязано с другими не менее важными правами человека: свободой убеждений и правом на распространение информации, провозглашёнными в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Глава 3:

Следует обратить внимание на то, что сама природа деловой репутации предопределяет то, что отрицательные имущественные последствия для лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не обязательны, но вероятны. Убытки, вызываемые посягательством на материальные блага, являются вторичным вредом, производным от первичного неимущественного вреда, причиняемого нематериальным благам.

Причинная связь между распространением не соответствующих действительности порочащих сведений и наступлением убытков иногда трудно допустима, так как уменьшение сбыта производимых опороченной организацией товаров может вызываться совершенно другими обстоятельствами, например, общим падением спроса на данную продукцию, сезонным падением объема продаж.

Причинение убытков должны взыскиваться в соответствии со статьей 15 ГК РФ В пункте 2 статьи 15 ГК РФ отмечено, что убытки включают в себя расходы, которые потерпевший должен произвести для восстановления нарушенного права, утрата его имущества (реальный ущерб), а также полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота не будь его право нарушено (упущенная выгода). Убиение деловой репутации может привести к любому из перечисленных убытков.

Так, в газете распространена информация, что коммерческая организация выпускает некачественные товары. Это привело к тому, что потребители перестали покупать эти товары, в результате чего организация понесла убытки. Суд обязал газету опубликовать опровержение.

Стоит обратить внимание на то, что не всегда в действительности возможно восстановление деловой репутации до исходного уровня. Причин этому несколько: тираж газет с опровержением в силу каких-либо причин оказался меньше, либо аудитория читателей оказалась меньше или сам факт опровержения оказался недостаточным для читателей. В этом случае для преодоления падения спроса организация может увеличить расходы на рекламу. Таким образом, следует рассматривать произведенные расходы как убытки в виде расходов, произведенных для восстановления нарушенного права.

Во время спада продаж, может полностью или частично прийти в негодность уже изготовленная продукция или сырье. Стоимость пришедшей в негодность продукции или сырья составит подлежащие возмещению убытки в виде утраты или повреждения имущества. Прибыль, которую организация недополучила, следует считать подлежащими возмещению убытками в виде упущенной выгоды.

Кроме перечисленных выше способов защиты чести, достоинства и деловой репутации, истец может потребовать использование и других способов, не названных в ст. 152 ГК РФ. Например, изъятие тиража книги, в которой были опубликованы порочащие сведения, запрещение публикации второго издания и т.д.

Приведенные способы укладываются в общий, содержащийся в ст. 12 способ зашиты - пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.

Подводя итог, следует отметить, что российское государство охраняет честь достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц в случаях их нарушения, обеспечивая непроходимые гарантии осуществления прав и их защиту. В соответствии с этими гарантиями, лицо имеет право на восстановление нарушенных прав, при этом каждый вправе защищать свои права, законные интересы всеми, соответствующими закону способами.

Заключение:

Личные неимущественные права - право на честь, достоинство и деловую репутацию являются субъективными правами. Возникают с момента рождения у граждан - честь и достоинство или с момента создания у юридического лица - деловая репутация. Этим правам корреспондируют соответствующие обязанности всех других лиц и организаций от их нарушения.

Право на честь, достоинство и деловую репутацию включает как право на истинность поступающей в общество от других лиц информации о фактах поведения лица, так и право на адекватность общественной оценки на основе правильной информации.

Норма о праве на честь, достоинство и деловую репутацию, помимо запрещения обязанным лицам посягать на физическое или юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоваться всей совокупностью прав, составляющих его честь, достоинство и деловую репутацию. Таким образом, субъекты права получили уверенность в том, что их поведение и деятельность будут надлежащим образом защищены, что они не будут умалены распространением в отношении их порочащих сведений.

Основанием осуществления лицом права на защиту является распространение сведений не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Под распространением сведений понимают опубликованные в печати, трансляцию по радио и телепрограммам трансляцию в кино - хроникальных программах и других СМИ, изложение в характеристиках, публичных выступлениях. Заявлениях, адресованных должностным лицам или сообщения в иной, в том числе устной форме нескольким или хота бы одному лицу.

Наибольший объем порочащих сведений распространяется в СМИ. Просматривается бесспорная тенденция рост исков к СМИ.

Дела о защите чести, достоинства и деловой репутации рассматриваются в суде. Основное условие возбуждения дела в суде – предоставление заявителем доказательств, что порочащие сведения были распространены.

Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации имеют все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Однако право на подачу иска имеют граждане дееспособные. В защиту интересов недееспособных или ограничено дееспособных выступают их законные представители (опекуны, попечители).

Право на защиту деловой репутации юридического лица в судебном порядке возникает у него с момента государственной регистрации. Обязанность доказывания соответствия достоверности распространенных сведении возложена законом на ответчика.

Похожие работы на данную тему