Организационно–тактические аспекты раскрытия захвата заложников

Название работы: Организационно–тактические аспекты раскрытия захвата заложников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКА 7

2.1. МОТИВЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 7

2.2. ВРЕМЯ, МЕСТО, ОРУДИЯ И СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 9

2.3. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА 18

2.4. ЛИЧНОСТЬ ПОТЕРПЕВШЕГО 23

3. ОБЩИЕ ТАКТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКОВ 28

3.1. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛА 28

3.2. СОЗДАНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ В СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С ЗАХВАТОМ ЗАЛОЖНИКОВ 38

3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ С ГРУППИРОВКАМИ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА 43

4. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ 49

4.1. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДСТВЕННЫХ ГРУПП ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ЗАЛОЖНИКОВ 49

4.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ВЕРСИЙ 62

4.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. 71

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85

Выдержка:

Введение:

Отказавшись от социалистического пути развития, наше обще¬ство получи-ло взамен нестабильность экономики, падение уровня жизни большинства на-селения, неуверенность в завтрашнем дне, рост организованной преступности. В этих условиях определенная часть наших граждан восприняла политическую свободу как вседоз¬воленность, не ограниченную никакими законами и мораль-ными принципами.

Как показывает опыт мировой истории, любому переходному периоду при смене общественно-экономической формации свойст¬венны всевозможные со-циальные катаклизмы, в том числе появле¬ние ряда новых общественно опасных деяний. Так было при перехо¬де от феодализма к капитализму, так было после Октябрьской революции 1917г., нечто подобное наблюдается и сейчас.

В последние годы в России отмечен значительный рост пре¬ступности, ко-торая дестабилизирует экономику, оказывает разруши¬тельное влияние на поли-тику и общественную жизнь, подрывает устои государства, становится угрозой для его безопасности. А внутренние проблемы России, связанные с Чечней, межнациональ¬ные столкновения Абхазии и Грузии, незатухающие военные кон¬фликты на границе с Таджикистаном, территориальные споры меж¬ду быв-шими республиками СССР, имеющими с Россией тесные экономические связи, еще больше обостряют криминогенную си¬туацию в стране.

Общество, в котором еще менее пятнадцати лет тому назад официально считалось, что «преступность ... относится к числу за¬тухающих явлений; ее ко-ренные причины необратимо ликвидированы», оказалось не готовым к адекват-ному восприятию и реагирова¬нию на складывающуюся криминогенную дейст-вительность.

Помимо количественного изменения преступности, которое вы¬разилось в резком скачке общего числа преступлений, проявляются и качественные ее из-менения. И это, прежде всего, касается органи¬зованной внутренней и междуна-родной преступности: терроризма, захвата заложника, угона воздушного судна, незаконной торговли оружием, наркотиками, коррупции, фальшивомонетниче-ства и др.

Организованная преступность, как указывает А. И. Долгова , расширила межрегиональные и международные связи. Она не про¬сто наладила междуна-родные связи и вышла на международную арену, но заняла там твердые пози-ции, стала элементом междуна¬родной преступной деятельности, широко влияющей на положение дел в мире, международную политику.

По данным специалистов Всемирного банка, из России ежегод¬но вывозит-ся контрабандным путем до 50% валюты. Этому негатив¬ному явлению способ-ствует имеющая место коррумпированность в высших эшелонах власти. А от-сутствие четкой грани между легаль¬ной и теневой экономикой позволяет орга-низованным преступным группировкам использовать эту ситуацию в сфере внешнеэкономи¬ческой деятельности, когда контрагентами являются крими-нальные структуры стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

Как отмечает в своей работе А. Я. Сухарев, «нынешняя крими¬ногенная си-туация в России — качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по смыслу разрушитель¬ного влияния на жизнедеятельность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы граждан» .

Глава 4:

Следственный осмотр имеет задачу обнаружения, фиксации и изъятия объек-тов и обстоятельств, имеющих значение для установления истины по уголовному делу, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Промедление с осмотром может повлечь за собой нарушение обстановки на исследуемом объекте и утрату следов преступления. В то же время своевременно и качественно произ-веденный осмотр может предоставить следствию важные фактические данные, относящиеся ко всем обстоятельствам, входящим в предмет доказывания.

Полученные при этом сведения позволяют выдвинуть обоснованные версии, наметить целесообразные пути их проверки, определить круг лиц, среди которых нужно искать преступника и, в конечном счете, способствуют раскрытию престу-пления и изобличению виновных. Тщательно произведенный осмотр по количест-ву и ценности доказательств, получаемых при его производстве, представляет со-бой одно из наиболее эффективных следственных действий. Тактика следственно-го осмотра во многом определяется его видом, а также конкретными обстоятель-ствами совершенного преступления.

Зафиксировав место происшествия и отдельные его детали с помощью фото и видеосъемки, следователь приступает в присутствии понятых к осмотру. При этом он вначале определяет границы осмотра, исходную точку, способы изучения обстановки (статические исследования предметов без изменения их местораспо-ложения, или динамические - при изменении местонахождения объектов), необ-ходимость привлечения специалистов и дополнительных технических средств (передвижной криминалистической лаборатории и т.д.) В зависимости от кон-кретной ситуации усилия следственной группы направлены на отыскание как можно большего количества следов и объектов имеющих значение по делу. Так, при осмотре воздушных судов ими являются волокна ткани и других материалов, окурки, кровь, волосы, следы взлома или повреждений каких-либо предметов или механизмов, следы ног и грунта, отпечатки пальцев, следы рук (перчаток), пред-меты, предположительно оставленные преступниками и т.д. Если преступниками использовались взрывные устройства, то такими объектами являются: средства транспортировки и маскировки взрывного устройства, заряд взрывчатого вещест-ва, провода, элементы питания, часовой механизм, электродетонаторы, взрывате-ли и т.п. При осмотре места происшествия с наличием одного или нескольких трупов объектами, имеющими значение по делу, являются волокна ткани и других материалов, волосы, кровь, окурки, оружие, предметы, приспособленные для на-несения телесных повреждений или использование которых возможно для этой цели; гильзы, патроны, пули, следы рук и ног, повреждения окружающих предме-тов, повреждения на трупе, его одежды, предметы, предположительно оставлен-ные преступником и т.д .

Все изъятые с места происшествия объекты должны быть упакованы, снаб-жены соответствующими бирками и внесены в протокол осмотра. По возбужден-ному уголовному делу незамедлительно назначаются экспертизы, своевремен-ность проведения которых контролируется и обеспечивается оперативным шта-бом. Протокол осмотра места происшествия оформляется с учетом требований уголовно-процессуального кодекса, результаты осмотра доводятся до сведения оперативного штаба.

Допрос потерпевших и свидетелей .в зависимости от обстоятельств прово-дится в служебном помещении следственной группы, на месте происшествия или в местах эвакуации. Организуя допрос в служебном помещении, необходимо при-нять достаточные меры по обеспечению явки вызванных лиц, предусмотрены их охрана, безопасный отдых и отправка к месту временного проживания. Допрос на месте происшествия по организации аналогичен осмотру места происшествия с участием потерпевшего и обычно приурочивается к этому следственному дейст-вию. Допрос в эвакуации организуется путем командирования следователей в пункт временной дислокации потерпевших и свидетелей или направления в пра-воохранительные органы соответствующих регионов отдельных поручений о производстве следственных и розыскных действий.

Похожие работы на данную тему