Правовое регулирование заключения и расторжения брака

Название работы: Правовое регулирование заключения и расторжения брака

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 3

1 История брачных отношений 6

2 Правовое регулирование брака 12

2.1 Порядок заключения брака 12

2.3 Признание брака недействительным 31

2.4 Порядок расторжения брака 38

3 Основные проблемы, возникающие в делах по расторжению брака 45

Заключение 59

Список использованной литературы 63

Выдержка:

Введение:

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою, новую семью, живут обычно с родителями, братьями, сестрами и другими родст¬венниками. Совместно с ними они составляют семью, ячейку наше¬го общества, маленький коллектив. В семье происходят рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособ¬ных ее членах, организуют быт и отдых. В хорошей, дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достой¬ными членами общества, от обстановки в семье во многом зависит, как человек учится, работает, ведет себя в быту.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства .

Государство проявляет заботу о семье: создает и совершенству¬ет работу детских учреждений, развивает систему социальных служб, устанавливает пособия гражданам, имеющим детей, а также устанавливает другие меры социальной защиты и поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью российского права.

Круг тех отношений, которые регулируются нормами семейного права (предмет семейного права), определен непосредственно в законе – Семейном кодексе РФ. Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами (в случаях и в пределах, установленных нормами семейного права); определение формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 2:

С совместным заявлением о расторжении брака супруги вправе обратиться в орган загса по месту жительства их обоих (или одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака. В заявлении супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих несовершеннолетних детей .

Расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления в орган загса в присутствии хотя бы одного из супругов, расторгающих брак.

О расторжении брака органом загса составляется соответствующая актовая запись. На основании данной записи выписывается свидетельство о расторжении брака, которое выдается на руки каждому из бывших супругов.

Непосредственно в органах загса брак может быть расторгнут также в случаях (независимо от наличия общих несовершеннолетних детей), когда один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным, а также осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет . Право на расторжение брака в органах загса в этих случаях имеет только супруг, не находящийся в одном из перечисленных в п. 2 ст. 19 СК РФ состояний. Государственная регистрация расторжения брака производится по его одностороннему заявлению по истечении месяца после подачи заявления. Одновременно с заявлением о расторжении брака он должен предъявить решение суда о признании другого супруга безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговор суда об осуждении другого супруга к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Согласие другого супруга на расторжение брака правового значения не имеет и не запрашивается, но в целях обеспечения его прав и решения в дальнейшем вопросов, вытекающих из прекращения брака (о детях, об имуществе и др.), он или его опекун, либо управляющий имуществом безвестно отсутствующего супруга (если таковой имеется) извещаются органом загса о поступившем заявлении и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака .

При наличии общих несовершеннолетних детей расторжение брака возможно только в судебном порядке (за исключением случаев расторжения брака с лицами, признанными судом безвестно отсутствующими, недееспособными и осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет) независимо от того, согласны или нет оба супруга на расторжение их брака. Последнее обстоятельство влияет только на судебную процедуру расторжения брака.

Заключение:

Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование. Семейное законодательство по-прежнему не содержит качественных материальных критериев, позволяющих отграничить семейные отношения от отношений, регулируемых другими отраслями права. Попытка определения семейных отношений как отношений, возникающих в семье, также не дает ответа на вопрос о природе этих отношений. Не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле. Поиск этих критериев позволил бы более верно, более справедливо разрешать проблемы, возникающие при расторжении брака, в тех случаях, когда оба супруга согласны на развод, государственные органы должны только регистрировать их соглашение о расторжении брака. Эти органы не должны связывать свои действия с оценкой каких-либо обстоятельств или вынесении решений. Сейчас это существует тольо при расторжении брака в органах ЗАГСа. Нежелание супругов вторжения в их частную, личную, интимную жизнь в этих случаях должно учитываться. Запрещение мужу требовать развода в одностороннем порядке (во время беременности жены и пока ребенку не исполнится 1 год) неоднократно критиковалось. Наиболее веским аргументом против такого решения проблемы является то, что муж может все равно оставить жену и заставить его насильно продолжить супружеские отношения никто не может. Я считаю, что если жена отказывает в разводе, то у нее, безусловно, есть для этого основания, а защита законодательством прав еще нерожденного ребенка должна считаться главенствующей. В то же время, ситуация, когда муж не является отцом ребенка, рожденного его женой, требует дополнительных решений со стороны СК. В таких случаях, при одностороннем желании мужа, браки должны будут расторгаться (безусловно, в судебном порядке). Умышленное сокрытие заболевания или патологии, список которых должен утверждаться Правительством РФ, следует предусмотреть в СК РФ как основание для признания судом брака недействительным по иску обманутого супруга (и только супруга), что явилось бы и мерой защиты его интересов, и санкцией по отношению к недобросовестному партнеру. Очевидно, что список этот не может исчерпываться лишь венерическими болезнями и ВИЧ-инфекцией, как это имеет место в настоящее время . Имеет смысл расширить перечень обязательных для заключения брака условий с тем, чтобы не допускались браки с алкоголиками, наркоманами и лицами, страдающими хроническими венерическими заболеваниями. Нежелательность таких браков бесспорна и обусловлена явной невозможностью создания полноценной семьи, высокой опасностью рождения детей с тяжелой паталогией, нестабильностью таких браков.

Похожие работы на данную тему