Введение:
Торговля существует почти столько же, сколько существует человеческая цивилизация. Сначала это была торговля между племенами теми товарами, ко-торые были в избытке в одном месте, но отсутствовали в других. Расцвет тор-говли связан с появлением городов. Отрыв городского населения от сельского потребовал обмена сельхозпродуктов на ремесленные изделия.
Но торговля не просто служила удовлетворению потребностей в обмене. Она была двигателем цивилизации. Купцы становились географами, диплома-тами, а то и военными или пиратами. Ведь Колумб не собирался открывать но-вый континент, он искал более короткий путь в Индию, чтобы доставка индий-ских пряностей обходилась дешевле и приносила больше прибыли. И большин-ство великих географических открытий имело ту же судьбу.
Так что историческая роль торговли не только в передаче товара от произ-водителя к потребителю. Торговля сыграла также огромную роль в политиче-ской и культурной истории человеческой цивилизации.
В рыночной экономике коммерческий успех любого предприятия, компа-нии, фирмы в существенной мере зависит от состояния развития торговли, тор-говой инфраструктуры, от того, насколько рационально организовано товаро-движение, система распределения, движения продукции в сфере обращения.
Действительно, повышение конкурентоспособности любой торговой фир-мы в современных условиях непосредственно зависит от того, насколько ей удается наладить сотрудничество с другими фирмами, со своими поставщиками и потребителями поставщиков. Опыт показывает, что “качество” товародвиже-ния, то есть рационально организованная система товародвижения и информа-ционно-финансового обслуживания товарных потоков по значению уступает только лишь таким классическим факторам повышения конкурентоспособности фирмы как собственно качество продукции и цена.
Глава 3:
Размещение магазинов в городе Ижевске неравномер¬ное. В центре на 1000 жителей приходится в 1,5 раза больше торговой площади продовольственных магазинов, чем в среднем по городу, а в Ленинском районе на 29% меньше. За-траты времени на покупку продуктов питания жителей Устиновского района ниже в 2,2 раза для женщин и в 3 раза - для мужчин, что определяется в неко-торой степени меньшей интенсивностью покупательского потока, более низкой нагрузкой на одного продавца в продовольственных мага¬зинах. Если взять об-щие затраты времени на покупку товаров и на дорогу жителей разных районов, то в Ленинском районе эта величина лишь ненамного от¬личается от аналогич-ного показателя по Устиновскому району, так как повышенные затраты време-ни на покупку продуктов питания компенсируются меньшими затратами вре-мени на дорогу и ожидание транспорта.
На интенсивность покупательского потока в торговле продовольственны-ми товарами региона по дням, неделям и часам большое влияние оказывают удельный вес домо¬хозяек и пенсионеров, общая численность работающего на-селения, режим работы предприятии, размещенных в данном районе, плотность застройки территории.
На интенсивность покупательских потоков по дням недели и в целом за педелю влияет и плотность застрой¬ки территории. Так, при одно-, двухэтажной застройке с небольшим приусадебным участком плотность населе¬ния составля-ет 40—60 человек на 1 га, поэтому радиус действия рекомендуемого для строи-тельства магазина с минимальной торговой площадью 250 м2 при норме пло¬щади магазинов по продаже продовольственных товаров 80 м2 на 1000 человек составляет 800—1000 м. Это способствует увеличению среднего срока хране-ния продуктов в домашних условиях и, соответственно, среднего размера разо-вой покупки. Интенсивность покупательского по¬тока сильно колеблется и в те-чение дня. Это приводит к дифференциации затрат .времени работающим насе-лением на покупку продуктов питания в разные по режиму работы дни. Так, в ходе обследования бюджетов време¬ни населения г. Ижевска было выявлено, что на покупку продуктов питания максимальное время тратят женщины, рабо-тающие в дневную смену, так как конец рабочего дня совпадает с началом наи-более интенсивного покупа¬тельского потока в магазинах. Меньше времени за-трачи¬вают женщины, работающие в ночную и вечернюю сме¬ну, так как они могут учитывать неравномерность поку¬пательского потока в своем районе и планировать время совершения покупок продовольственных товаров.