Проблема практического применения закона РФ «О защите прав потребителей»

Название работы: Проблема практического применения закона РФ «О защите прав потребителей»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 8

1.1. Исторический аспект 8

1.2. Закон о защите прав потребителей 16

1.3. Круг лиц, на которых распространяется законодательство о защите прав потребителей. 25

2. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 30

2.1. Право потребителя на качество товара, работы или услуги 30

2.2. Право потребителя на безопасность товара, работы или услуги 32

2.3. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) 34

2.4. Право потребителя на заключение договора надлежащей формы и содержания 38

2.5. Право потребителя на защиту своих прав 39

2.6. Право потребителя на компенсацию морального вреда 40

3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 44

3.1. Самозащита прав потребителей 44

3.2. Общественная защита прав потребителей 51

3.3. Административная защита прав потребителей 52

3.4. Судебная защита прав потребителей 54

4. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ. (НА ПРИМЕРЕ Г. УСТЬ-ИЛИМСКА) 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70

Выдержка:

Введение:

Российское законодательство о защите прав потребителей при продаже товаров представляет собой достаточно последовательную, систематизирован-ную и структурированную систему многих законодательных актов РФ. Это Гражданский кодекс, Закон «О защите прав потребителей», утвержденные по-становлениями Правительства РФ Правила продажи отдельных товаров, Пра-вила продажи по образцам, Правила продажи товаров в кредит и некоторые другие. Ответственность за обман потребителей установлена специальной статьей Уголовного кодекса. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе «Об административных правонарушениях».

Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомствен-ными инструкциями, в закон был введен прямой запрет передавать органам ис-полнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержат-ся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отноше-ния с участием граждан-потребителей и это право не может быть передано ни-каким другим субъектам исполнительной власти.

Российское законодательство либо полностью базируется, либо учиты-вает основной международно-правовой документ в данной области подготов-ленный Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС/. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые были одобрены Гене-ральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции № 39 /248, от 09.04.1986 го-да. Корнилов Э, характеризуя действующее законодательство о защите прав потребителей, отмечает: приближение нашего законодательства к вышеуказан-ной резолюции является наиболее важным аспектом изменений законодатель-ства.

В связи с утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией, го-сударства - члены ООН обязались проводить политику по защите прав потре-бителей. Кроме, вышеуказанной резолюции к данной тематике относятся - Декларация, принятая конвенцией обществ потребителей, Директива Евро-пейского сообщества «Об ответственности за причинение вреда личности и здоровью», содержащие принципы безусловной ответственности производите-ля и продавца за вред, причиненный потребителю.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услу-ги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан-ных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Глава 4:

Такие явления могут быть объяснены следующими причинами:

 сократилось количество обращений, которые были удовлетворены (см. рис.2);

 уменьшилась средняя сумма возврата на одно обращение, что может быть связано с ростом обращений по незначительным нарушениям (когда стоимость товара или услуги невелика) (см. Рис.3).

На самом деле, скорее всего, имеют место оби причины. В связи с этим отметим, что сокращение удовлетворенных обращений вызвано, в значитель-ной мере, повышением уровня обслуживания - коммерция становится более цивилизованной, предприятия реализующие товары и услуги стали заботиться об их качестве и так далее.

Так же отметим, что рост, как общего количества обращений, так и коли-чества обращений по незначительным нарушениям обусловлен тем, что потре-бители становятся более информированными о своих правах, приобретают уве-ренность в том, что их права будут защищены, причем в независимости от того, сколько стоит товар или услуга.

Заключение:

Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако, в условиях нестабильной рыночной эконо-мики, бешеной инфляции, массового снижения уровня жизни, постоянной за-долженности по заработной плате работникам бюджетной сферы важно, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе от-стаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.

Защита прав потребителей — это современное понятие имеет глубокие исторические корни, а содержание этого понятия доносится к нам сквозь «тол-щу тысячелетий». Так например, в Ветхом Завете в Третьей книге Моисея «Ле-вит» начертано: «Не делай неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные…» Пятая книга Моисея «Второзаконие» определяет: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… Гиря у тебя должна быть точная и правильная…».

Впервые потребительское движение зародилось в США в начале ХХ ве-ка. В 1890 году в Нью-Йорке была основана Лига покупателей, которая, кроме чисто воспитательного воздействия на покупателей, преследовала цели соци-ального и экономического характера. В феврале 1936 года в США был создан Союз потребителей – группа профессиональных лидеров, экономистов и юри-стов выработала устав и согласилась в том, что основной задачей организации будет «снабжение потребителей информацией и советами о товарах и услугах» и «содержание лаборатории для проведения исследований и испытаний». Са-мым значительным в истории потребительского движения событием явилось выступление Дж.Ф. Кеннеди. 15 марта 1962 году Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей. Он сказал: «Потребители - это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государст-венное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно ».

Похожие работы на данную тему