Банковская тайна

Название работы: Банковская тайна

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУТА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ 7

1.1. РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ 8

1.3. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ 16

1.4. О ДЕЙСТВИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НЕЗАКОННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 23

1.5. СООТНОШЕНИЕ БАНКОВСКОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙН 24

ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ 37

2.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 37

2.2. БАНКОВСКАЯ ТАЙНА В ОФШОРНЫХ ЗОНАХ И ПРОБЛЕМА «ОТМЫВАНИЯ ГРЯЗНЫХ ДЕНЕГ» 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 53

Выдержка:

Введение:

Сегодня правоотношения, возникающие между собственником или иным законным владельцем информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну, уполномоченными органами и должностными лицами по поводу предоставления таких сведений, регулируются многими нормативно-правовыми актами. Назовем некоторые из них:

• Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

• Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности»;

• Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» ;

• Закон РФ «О прокуратуре».

Сотрудники вышеупомянутых органов, получившие сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну, при исполнении служебных обязанностей, несут ответственность за незаконные их разглашение или использование. Но некоторые из перечисленных нормативных актов содержат порой противоречивые положения.

Особые споры вызывает ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности в РФ» (далее — Закон «О банках»), где говорится о банковской тайне, определяется круг органов и лиц, по запросам которых кредитная организация предоставляет справки, содержащие банковскую тайну. Здесь же перечислены обстоятельства, при которых такие запросы удовлетворяются. Однако положения ст. 26 противоречат ряду других законов. Например, толкуя их буквально, можно прийти к выводу, что права запроса на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, не имеют органы дознания, прокурор при проведении прокурорских проверок (в том числе до возбуждения уголовного дела); сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. А это в свою очередь уже не согласуется с Законом «О прокуратуре», согласно которому прокурор, осуществляя свои полномочия, вправе получать доступ ко всем документам и материалам. Закон «О милиции» также предоставляет сотрудникам милиции право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего предпринимательскую, финансовую, торговую деятельность, изымать все необходимые документы на денежные средства, кредитные и финансовые операции. Кроме того, Уголовно-Процессуальный Кодекс (далее в тексте работы УПК) предоставляет право органу дознания, прокурору, следователю в ходе проверки по заявлениям и сообщениям о совершенном или подготовленном преступлении, истребовать все необходимые материалы и получать объяснения.

Глава 2:

Неоднозначную реакцию вызвал в свое время Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», требующий от банков информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную $10 тысяч, что никак не согласовалось с Законом «О банках и банковской деятельности». Правда, ЦБ признал указ не противоречащим закону, подчеркнув, что налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность предоставляемой информации.

В связи с этим заслуживают внимания некоторые нормативные акты Банка России, направленные на противодействие легализации доходов, полученных незаконным (преступным) путем, там, где они касаются обращения со сведениями, составляющими в том числе коммерческую или банковскую тайну. Письмо №479 от 3 июля 1997 года содержит методические рекомендации для организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и другие кредитные организации. Методика разработана с учетом международного опыта и рекомендаций Специальной финансовой комиссии (ФАТФ). Письмо Банка России рекомендует тщательно проверять и анализировать как учредительные документы клиента-юридического лица, так и те, что характеризуют его финансово-хозяйственную деятельность. Проводится и изучение личности клиента-физического лица.

Документ устанавливает примерный перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций. Перечень не является исчерпывающим, каждый банк может дополнять его самостоятельно. Если же замечены явные признаки преступления со стороны клиента, банкам рекомендуется обращаться в правоохранительные органы. Банкам предписано разработать внутренние правила по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем (причем они должны предусматривать сохранение конфиденциальности составляющих банковскую тайну сведений), а также создать специальное подразделение либо выделить специалистов, ответственных за получение, сбор, анализ и хранение информации о клиентах. Любая банковская информация о клиенте может передаваться в другой банк только при согласии клиента или по его поручению.

Указание Банка России от 12 февраля 1999 года «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» установило порядок предоставления информации уполномоченными банками о некоторых валютных операциях юридических лиц-резидентов. Так, уполномоченный банк, через который клиент (юридическое лицо-резидент) проводит валютные операции, обязан потребовать от него документы, на основании которых они осуществляются. Клиент обязан представить в уполномоченный банк документы до осуществления валютных операций, если иное не установлено Банком России. Указание устанавливает перечень валютных операций, обладающих признаками, информация по которым должна представляться уполномоченным банком в ЦБ РФ. Сведения, направляемые банком в ЦБ, содержат:

Заключение:

В результате написания данной работы автор пришел к нижеследующим выводам.

С понятием "банк" неразрывно связано понятие "банковская тайна". В соответствии с ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Согласно Закону о банках и банковской деятельности кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Следует отметить, что в современной юридической и экономической литературе нет единого мнения по вопросу о соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка. Отсутствует четкий ответ на вопрос, является ли первая особым случаем второй, либо это самостоятельные правовые институты? При этом преобладает точка зрения, в соответствии с которой банковскую тайну относят к специфической разновидности коммерческой тайны.

Похожие работы на данную тему