Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Название работы: Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Понятие регулятивной инфраструктуры и регулирование зарубежных рынков ценных бумаг 6

§ 1. Цели регулирования, компоненты регулятивной инфраструктуры и модели регулирования 6

§ 2. Формы и задачи государственного регулирования 12

§ 3. Саморегулирующие организации рынка ценных бумаг 23

Виды саморегулирующихся организаций 25

§ 4. Регулирование зарубежных рынков ценных бумаг 29

4.1. Великобритания 29

4.2. Соединенные Штаты Америки 35

4.3. Германия 36

Глава 2. Правовое регулирование эмиссионных ценных бумаг 43

§ 1. Эмиссия ценных бумаг и ее задачи 43

§ 2. Процедура выпуска эмиссионных ценных бумаг 45

Глава 3. Правовое регулирование неэмиссионных ценных бумаг 54

§ 1. Правовое регулирование неэмиссионной деятельности 54

§ 2. Виды профессиональной деятельности, практикующиеся в неэмиссионном секторе рынка ценных бумаг 59

Заключение 67

Список литературы 70

Приложение 74

Выдержка:

Введение:

В современной экономике роль рынка ценных бумаг трудно переоценить. Рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банков-скими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг – прямо или через финансовых посредников - получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора. Рынок ценных бумаг, обслуживая принципиальную для экономического роста связку “сбережения-инвестиции” и перелив финансовых ресурсов между секторами национальной экономики, ста-новится одним из ключевых механизмов в рамках национальной модели эконо-мического роста и повышения благосостояния. В то же время важнейшими пред-посылками развития самого рынка ценных бумаг являются общеэкономический рост и позитивные сдвиги на микроуровне.

Вместе с тем не существует универсальной модели, обеспечивающей успеш-ное функционирование рынка ценных бумаг. На практике невозможно и нежела-тельно копировать рынок ценных бумаг только потому, что он нормально функ-ционирует в других странах. Так, современная модель экономического роста в США, в центре которой – динамичное развитие рынка акций высокотехнологич-ных корпораций и рост нормы потребления, предполагает в качестве необходи-мого условия длительность и непрерывность этого процесса. В равной степени для России в настоящий момент неприемлема модель развития фондового рынка КНР как альтернатива провалам государственного кредитования реального сек-тора, которая предполагает элементы администрирования при выходе государст-венных компаний (в подавляющем большинстве убыточных) на рынок и искус-ственное снижение процентных ставок по банковским вкладам населения.

Глава 3:

Закон «О рынке ценных бумаг» указывает на возмож¬ность осуществления на рынке ценных бумаг следующих видов профессиональ¬ной деятельности: брокер-ская (ст. 3); ди¬лерская (ст. 4); деятельность по управ¬лению ценными бумагами (ст. 5); клиринг (ст. 6); депозитарная (ст. 7); деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8); деятельность по организа¬ции торговли на рын-ке ценных бумаг (ст. 9).

Есть необходимость проанализиро¬вать возможность осуществления дея¬тельности, связанной с участием в обра¬щении неэмиссионных ценных бумаг, в рамках каждого из перечисленных ви¬дов. Следует сразу отметить, что вопрос о возможности или невозможно¬сти использования неэмиссионных цен¬ных бумаг при осуществлении операций в рамках той или иной деятельности бо¬лее или ме-нее однозначно решен лишь для депозитарной деятельности, дея¬тельности реги-стратора и деятельности доверительного управляющего.

Депозитарная деятельность на рынке ценных бумаг регулируется ст. 7 За-ко¬на «О рынке ценных бумаг», однако из содержания этой ста¬тьи нельзя сделать однозначного вывода о возможности осуществления этого вида профессиональ-ной деятельности по пово¬ду неэмиссионных ценных бумаг (в ука¬занной статье речь идет о ценных бумагах вообще), поэтому целесообразно обратить¬ся к нор-мам правовых актов ФКЦБ, регу¬лирующих эту деятельность, в частности — к Постановлению ФКЦБ от 16 октября 1997 года № 36 «Об утверждении Поло¬жения о депозитарной деятельности в Российской Федерации» (далее — Поло¬жение от 16 октября 1997 года), которые регулируют депозитарную деятельность по всем видам ценных бумаг — как эмис¬сионным, так и неэмиссионным. В пункте 2.10 этого Положения прямо указывает¬ся, что объектами депозитарной деятель¬ности могут быть не только эмиссионные, но и неэмиссионные ценные бумаги, вы¬пущенные с соблюдением установленных законодательством формы и порядка. Осуществляя правовую регламентацию депозитарной деятельности, оп-ределяя условия ее осуществления и регламенти¬руя общие правила ведения де-позитарного учета, Положение от 16 октября 1997 года не выделяет каких-либо особых норм только для эмиссионных или только для неэмиссионных ценных бумаг. И, что не менее важно, в анализируемом норматив¬ном акте нет никакого упоминания о не¬обходимости получения специальной ли¬цензии для осуществле-ния этой деятель¬ности, например с неэмиссионными цен¬ными бумагами.

Заключение:

Вопросы государственного регулирования движения фиктивного капитала выдвигаются на первый план. Российский опыт, несомненно, имеет свою спе¬цифику. То, чего достигли в практике применения права развитые государства относительно устойчивой экономикой, России еще предстоит пройти.

Среди отрицательных явлений в сфере фиктивного капитала, требующих воздействия, можно выделить лжепредпринимательство в разных формах (без намере¬ния осуществлять предпринимательскую деятельность); монополистиче-ские действия (установление монопольно высоких или монопольно низких цен при ограничении конкуренции путем раздела рынка); невозвращение из-за рубе-жа средств, подлежащих обязательному возврату, и др. В России ценные бумаги свободно обращаются путем купли и продажи их физическими и юридически¬ми лицами. К сожалению, многочисленные пробелы и недочеты нормативной базы, регламентирующей их оборот и эмиссию, серьезно осложняют функцио¬нирования рынка ценных бумаг и его контроль. Необходим постоянный, упре¬ждающий процесс усовершенствования нормативов и законодательных актов, чтобы вывести рынок ценных бумаг на качественно новый уровень.

Появление тысяч акционерных обществ и обязательное законодательное тре-бование выкупа части акций посредством ваучеров, дали мощный толчок разви-тию фондового рынка со всеми его отрицательными последствиями. Деньги здесь играли подчиненную роль. Большинство махинаций было связа¬но с обра-щением, хищением, подделками ваучеров, с фальсификацией доку¬ментов по приватизации, занижением остаточной стоимости фондов привати¬зируемых предприятий, различными подтасовками в составах трудовых кол¬лективов и коллективов учредителей. Правительство должно было, прежде всего, позабо-титься о реформировании, демократизации самой государствен¬ной собственно-сти и только затем переходить к приватизации. Необходимо обеспечить такие условия, чтобы фондовый рынок развивался в условиях ста¬бильного законода-тельства. Тогда государство сможет гарантировать позитив¬ные ожидания насе-ления от его действий.

Похожие работы на данную тему