Исследование законов Хаммурапи в области регулирования семейных отношений.

Название работы: Исследование законов Хаммурапи в области регулирования семейных отношений.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

Введение 2

Глава I. Историографии 17

Глава II. Политика государства по отношению к семье. 20

2.1. Регулирование брачно-семейных отношений. 36

2.2. Имущественные отношения между супругами и членами семьи. 39

2.3. Измена 43

2.4. Развод 48

Глава III. Политика государства по отношению к обычаям в семейном праве 50

2.1.Обычаи в семейном праве 50

2.2.Применение законов и обычаев 54

2.3.Взгляд государства на внебрачные отношения 55

Заключение 58

Список литературы 61

Выдержка:

Введение:

В 1901 году французская археологическая экспедиция, рас¬капывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Ва¬вилона, в XVIII столетии до н. э.

Целью настоящей бакалаврской работы является изучение законов Хаммурапи в области регулирования семейных отношений. Задачами является изучение аспектов регулирования семейно - брачных взаимоотношений, имущественных взаимоотношений между супругами и членами семьи, возможностью развода и стратегий поведения супругов при факте измены. Семейная тема не перестает быть актуальной во все времена и при помощи анализа законов Хаммурапи в этой сфере мы сможем понять как особенности взглядов на семейную сферу в то время, так и лучше осознать настоящее состояние этого вопроса.

Актуальность данной бакалаврской работы заключается в том, что по данной проблеме в отечественной истории имеется определенное количество исследований, в котором в разной степени затрагиваются вопросы посвященные семейно брачным отношениям.

Однако проблемы ментальности не получили обобщенного характера. Мы в бакалаврской работе предприняли попытку проанализировать на основе имеющихся исторических источников влияния государственной политики и обычаями народа и как семейно брачные взаимоотношения влияют на формирование ментальности людей того периода.

За основной метод исследования нами был принят анализ литературных источников о законодательстве Хаммурапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл -символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было а обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу. У древних евреев бог Ягве самолично является на гору Синай, чтобы вручить Мои¬сею скрижали законов. В другом случае еврейские законодатели пытались пред¬ставить составленные ими законы неожиданно найденными в храме. Древние египтяне верили в то, что их легендарный царь - законодатель Сесострис получил законы из рук самого бога. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полнос¬тью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и выве¬зенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное . Но дни славы Элама бы¬ли, очевидно, слишком короткими. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали ка¬мень.

Глава 2:

Следует отметить, что довольно распространены были браки без выкупа (терхатума), в особенности на бывшем шумерском юге. В каких случаях уплачивался терхатум и в каких — нет и каковы были исторические и экономические причины существования этих двух форм брака — пока но вполне ясно.

Без терхатума совершался, вероятно, брак свободной женщины с рабом дворца или мушкенума (§§ 175—176). Этот брак считался законным, и жене такого раба выда¬валось приданое. Ей принадлежала половина нажитого в браке; другая половина рас¬сматривалась как пекулий раба, и после его смерти отходила к его господину.

Без письменного договора с родителями невесты она «не жена», хотя бы прожила у мужа с год; но если жених дал выкуп, а другой по¬хитит невесту и принудит ее к сожительству, то похититель карается смертью; так же карается и жена за измену (§§ 27, 26, 28).

Библум и терхатум вносились отцу невесты, и в этом точно выражена патриар¬хальная природа семьи по ЗХ, в отличие, например, от менее развитого переходного строя семьи у хеттов, где выкуп вносился отцу и матери (пережиток матриархата). В противоположность мнению Крювелье (ук, соч., стр. 137 ел.), следующего Ван дер Мееру, терхатум не следует рассматривать как pretium virginitatis-выкуп, уплачиваемый невесте-девушке. «Серебро ее терхатума, упоминаемое в § 138, как уплачиваемое му¬жем бездетной жене при разводе, следует понимать, как разводную плату в сумме брачного выкупа. Так же, в противоположность мнению Крювелье, следует указать, что и документы не дают указаний на принадлежность терхатума самой невесте, но лишь «дому ее отца»; так, в документах, о публикованных в ABRU-закон, терхатум пере¬дается матери невесты (отец, очевидно, умер, № 2) или отцу и матери (№ 32); в документе №3 терхатум получает сама невеста вместо со своим братом и сестрой, но лишь как наследники умерших родителей; в документе № 209 родители дарят полученный ими терхатум дочери-невесте, привязав к ее поясу и возвращая (тем самым) ее мужу, как распорядителю собственности супругов. Наконец, любопытный документ № 36 сообщает о том, как пений человек освободил свою рабыню и отдал ее замуж (невиди¬мому, за зависящее от него лицо); чтобы не умалилось ее новоприобротенное достоин¬ство свободной женщины, он принимает за нее символический брачный выкуп в 1 сикль серебра.

Заключение:

На основе знакомства с политикой и Законами Хаммурапи возникает картина большого культурного государства с обществом, уже прошедшим все начальные стадии своего формирования. В центре власть уже не имеет соперников из местных городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная месть уступает выкупу на основе тарифа поранений. Го¬сударство через своих служителей заботится о благосостоянии на¬рода, о подъеме земледелия, торговли, прикладывании и поддер¬жании в надлежащем режиме водных сообщений и каналов. Госу¬дарство придерживается мирной позиции, нет привилегий у тех или иных национальностей (вавилонян, эламитов и др.). Социальная структура в значительной мере дифференцировалась на основные и не основные группы и слои (например, в жречестве имелось не¬сколько категорий и классов служителей, служба царю выдвину¬ла классы баиру (охотники), ридсабе (служилые люди, солдаты).

Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуман¬ным правителем. Однако в сборнике законов, где очень простым и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном дело и общественной морали, наказания выглядят жестокими и про¬извольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами амореев, которым и пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устраше¬ния, с тем чтобы удержать свое господство в этом районе.

Похожие работы на данную тему