Социальное партнерство в сфере труда

Название работы: Социальное партнерство в сфере труда

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Социология

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7

1.1. Понятие социального партнерства 7

1.2. Принципы социального партнерства 13

1.3. Система социального партнерства 18

1.4. Формы социального партнерства 20

1.5. Органы социального партнерства 23

1.6. Стороны социального партнерства 27

1.6.1. Представители работников 28

1.6.2. Представители работодателя. Объединения работодателей в системе социального партнерства 30

1.6.3. Государство как сторона социального партнерства 35

1.7 Ответственность сторон социального партнерства 36

ГЛАВА 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ 42

2.1. Порядок заключения коллективного договора 43

2.2. Порядок заключения соглашения. 50

2.3. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. 52

2.4. Действие коллективного договора и соглашения 56

ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 61

3.1. Основные формы участия работников в управлении организацией 63

3.1.1. Учет мнения представительного органа работников 63

3.1.2. Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов 66

3.1.3. Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников 67

3.1.4. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию 68

3.1.5. Участие в разработке и принятии коллективных договоров 69

3.1.6. Иные формы участия 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73

Выдержка:

Введение:

С принятием Трудового Кодекса Российской Федерации произошли изменения в регулировании трудовых отношений, которые выразились не только в смене названия КЗоТ на ТК и чередовании статей, но и в подходе к регулированию трудовых отношений: законодатель предложил сторонам трудовых отношений в большей мере использовать договорной способ регулирования. На смену императивного метода регулирования трудовых отношений пришел метод сочетания государственно-властного и договорного регулирования, а также сочетание централизованного и локального регулирования. Данный подход к отношениям между работниками и работодателями существенно облегчил возможность появления компромисса между ними.

Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство - путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Тема социального партнерства для нашей страны относительно новая, хотя некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны. Социальное партнерство в России прошло трудный путь зарождения и становления. За прошедшие годы в России были созданы все предпосылки для развития трехсторонних отношений: законодательно в качестве сторон партнерских отношений определены профсоюзы, работодатели, правительство. Сформированы трехсторонние комиссии на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях, наработана практика по заключению соглашений, коллективных договоров. Однако, несмотря на это сегодня остается много проблем, связанных с реализацией идеи социального партнерства на практике.

Глава 3:

Иные формы участия могут быть закреплены в законодательстве, учредительных документах организации, коллективных договорах и локальных нормативных актах организации. Так, ст. 16 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" закрепляет за профессиональными союзами право по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией .

Закон не конкретизирует, в работе каких именно органов управления могут участвовать профессиональные союзы. Представляется, что профсоюзы вправе принимать участие в деятельности всех органов управления организацией, исходя из функций, целей и задач этих органов. Как правило, в корпоративных организациях (акционерные общества, товарищества, кооперативы и др.) к коллегиальным органам управления относятся: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), правление.

Представляется немаловажным, что, участвуя в работе коллегиальных органов управления организацией, профсоюзы своевременно получают информацию, непосредственно затрагивающую интересы представляемых ими работников, что позволяет им высказать свое мнение по поводу принимаемых решений и тем самым предотвратить существенное ухудшение трудовых прав работников, возникновение коллективных споров, забастовок и др.

Вместе с тем следует отметить, что профсоюзам в настоящее время достаточно сложно реализовать предоставленное им право участвовать в работе коллегиальных исполнительных органов, так как в Федеральном законе "Об акционерных обществах" относительно участия наемных работников в работе руководящих органов таких обществ ничего не говорится. И чаще всего на практике представители работников, не имеющих акций общества, просто не допускаются на заседания соответствующих органов или к проведению общего собрания.

Заключение:

В теории отечественного государства и права к определению понятия «социальное партнерство» существует несколько подходов: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Трудовой кодекс РФ дает законодательное определение понятия "социальное партнерство", которое присутствует в некоторых законодательных актах западных стран, например Австрии - в "Декларации об основных принципах социального партнерства" 1993 г.; Ирландии - в "Партнерстве-2000" от 30 января 1997 г. и конвенциях МОТ (но чаще используется иной термин, а именно "социальный диалог"). В соответствии с Трудовым кодексом, социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Похожие работы на данную тему