Теория социальной работы как самостоятельная научная дисциплина.

Название работы: Теория социальной работы как самостоятельная научная дисциплина.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Социология

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы социальной работы…………………………...6

1.1. История развития теории социальной работы …………………………….6

1.2. Теория социальной работы как самостоятельная научная дисциплина: концептуальные подходы к построению и развитию системы знаний………12

1.3. Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснования…23

1.4. Сущность и понятие социальной работы за рубежом……………………47

Глава 2. Профессионализация социальной работы в России с 1990 года…...50

2.1. Социальная работа и социальное окружение……………………………..50

2.2. Понятие атрибутивного подхода…………………………………………..58

2.3. Определение границ социальной работы………………………………….63

2.4. Социальная работа: неоднозначная профессия и государственная власть……………………………………………………………………………..76

Заключение………………………………………………………………………84

Список использованной литературы…………………………………………...86

Выдержка:

Введение:

В данной работе рассматриваются различные теоретические подходы к профессионали¬зации на примере социальной работы, которая существует за рубежом не одно десяти¬летие, а в реестре службы занятости России появляется как новая профессия в 1991 го¬ду. Применение функционалистского, атрибутивного, критического и интерпретативного подходов позволяет очертить различные аспекты профессионализации. Функционалистский подход учитывает характер разделения труда в обществе и ставит вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий. Вопросы профессиональной компетентности обсуждаются атрибутивным подходом, который рассматривает характеристики, отвечающие идеальному типу профессии. Третья пер¬спектива представлена критическим направлением социальной науки, включая маркси¬стское и неомарксистское понимание профессии. Социокультурные практики, вопло¬щаемые отечественными социальными работниками, исследуются с применением этно¬графической перспективы

Глава 2:

В другой публикации устанавливаются четкие границы профессиональной ответст¬венности. Согласно этому источнику психосоциальная помощь или психосоциальная работа осуществляются психологом социальной службы при возникновении у клиента психологического дискомфорта (по внутренним или внешним причинам), социальному работнику остаются лишь «элементы психосоциальной работы». Тем самым сужается сфера деятельности выпускников факультетов и кафедр социальной работы, которых основательно готовят по теоретической и практической психологии. В этом определе¬нии со всей очевидностью проявляется властная интенция психологии конкурировать с социальной работой за сферу реализации своих специальных знаний. Во многих стра¬нах психологи и социальные работники не конкурируют, а сотрудничают между собой и с другими специалистами (медиками, юристами, педагогами, социальными антропо¬логами) в решении конкретных проблем ребенка, взрослого, семьи, группы или органи¬зации, а в Швеции «психосоциальная работа» вообще представляет собой националь¬ную модель социальной работы, основанную на теории систем и психодинамике. И все же представленная выше интерпретация социальной работы имеет ситуативное объяс¬нение: эксперты пытаются уберечь клиентов от неквалифицированного обращения со стороны сотрудников, не имеющих профессиональной подготовки по социальной рабо¬те. Во всяком случае, этот пример наглядно иллюстрирует идею профессионального контроля: «Там, где разные профессии находят сходные сферы деятельности, их грани¬цы могут пересекаться, что выливается в конфликт. Это часто выражается в том, что разные профессии отличаются набором ценностей, при этом каждая группа настаивает легитимности своей собственной теоретической парадигмы или методов работы».

Заключение:

В условиях хронической административной и финансовой нестабильности современного государства и всех его структур будущее социальной работы, ее жизнеспособность как особой профессии и научной дисциплины зависят от способности отстаивать право на собственное видение проблем, на организационную самостоятельность, на общественное финансирование, на специфическую функцию в обществе и на специфическую подготовку кадров. В условиях постоянного государственного давления «сверху», часто при безразличии или даже враждебности общества в целом, раз за разом возникает вопрос о выживании социальной работы как профессии. С учетом этого представляется особенно важным определить основополагающее принципы и указать место социальной работы в общекультурном контексте.

Похожие работы на данную тему