Социологические исследования В.О. Ключевского

Название работы: Социологические исследования В.О. Ключевского

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Социология

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение

1. Социологическая мысль в дореволюционной России и ее основные направления

2. Историческая социология в структуре социологического знания

3. В.О. Ключевский как представитель Московской школы русских историков в конце XIX – начале ХХ веков

4. Географическое направление в социологии России ХIХ-ХХ вв.

5. Философские аспекты наследия В.О. Ключевского

6. Формирование мировоззрения В.О. Ключевского и основные этапы его научной деятельности.

7. Методологические основы исторических и социологических исследований В.О. Ключевского.

Заключение

Источники и литература

Выдержка:

Введение:

Ключевский стоял у истоков исторической социологии.

Его интересуют массовые народные движения и деятельность учреждений, общественная жизнь. Он против политических программ и политического номинализма. По окончании университета, Ключевский занимается преподавательской деятельностью, работает в МГУ. После смерти Соловьева он становится деканом исторического факультета и совмещает преподавательскую деятельность с активной научной работой. В 1899 году издается его «Курс лекций по Отечественной истории».

Как представитель направления географического детерминизма, большое внимание уделяет особому влиянию природы на начальной стадии развития общества. Он выделяет феномены, общие для России, такие как миграция (колонизация, казачество), подчинение государственному аппарату, бюрократии, а так же крайне медленное раскрепощение от бюрократии. Ключевский верил, что Россия станет и внутренне сильным государством, и очень авторитетным в мире. Прогнозирует рост культуры, образования, утверждение в России правового государства.

Глава 7:

«Исторический закон, – писал Ключевский, – строгий дядька незрелых народов и бывает даже их палачом, когда их глупая детская строптивость переходит в безумную готовность к историческому самозабвению». В этих обращениях к человеческому мышлению Ключевский исключительно образно рассматривал исторический опыт. В своем «Курсе русской истории» он бросал серьезное предупреждение современникам: «История народа, научно воспроизведенная, становится приходо-расходной его книгой, по которой подсчитываются недочеты и передержки его прошлого» , и объяснял, что вырабатывающееся из знания прошлого «историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости». В своей речи «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» историк как бы перелистывал эту приходо-расходную книгу. Обращаясь к страшной эпохе монгольского ига и Куликовской битве, Ключевский в миллионах людей, пять столетий приходивших к могиле Сергия, чувствовал вневременную память народа, превратившуюся в высокую нравственную идею и свидетельствующую, что «одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения».

Концепция русского исторического процесса у Ключевского складывалась десятилетиями. Недаром в одном частном письме он очень самокритично признавал еще в 1872 г.: «Неуменье мое работать скоро и споро для меня теперь доказанный исторический факт».

Заключение:

В понимании Ключевского, «исторические законы» суть «законы взаимодействия исторических сил». Они отличны от законов психологии, физиологии, физики или социологии, хотя и не чужды им «по свойству явлений, которыми они управляют». «Объективный метод» дает материал для познания общесоциологического закона развития (его нахождение Ключевский считал будущим «торжеством исторической науки») и связывает изучение «местных» процессов с движением всемирной истории.

Похожие работы на данную тему