Денежно-кредитная политика Центробанка

Название работы: Денежно-кредитная политика Центробанка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

39 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБ 7

2. МЕТОДЫ И ТИПЫ МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦБ 14

3. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ 18

3.1. ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ 18

3.2. ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ СТАВКИ 22

3.3. ПЕРЕСМОТР РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ 27

4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Выдержка:

Введение:

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики явля-ется формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, по-зволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, кон-тро¬лировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилиза¬ции де-нежного обращения.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со сто¬роны Цен-трального банка выступает совокупная наличная и безна¬личная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платеже-способного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредит-но-депозитной дея¬тельности банков), регулирование структуры и объема де-нежного оборота Центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения ус¬ловий кре-дитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инс¬трументов и мето-дов.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демокра-тичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и проис-ходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невоз-можно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключе-вые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь кос-венным образом. В этом заключается одно из главных различий между двумя основными направлениями экономической политики страны: монетарным и фис¬кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство, изы-мая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу¬ченные в резуль-тате непосредственного вмешательства в деятель¬ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для реализации трансфертной программы, а также для финансирования иных государственных расходов. Денежно-кредитная политика, на мой взгляд, лучше соответствует рыночной системе хо-зяйствования, нежели фискальная.

В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью при¬ходится решать более узкие, отве-чающие насущным потребностям экономики страны задачи. В зависимости от конкретных условий, сложившихся в той или иной экономической системе, оп-ределяются приоритетные направления приложения монетарных методов. Но нель¬зя забывать о том, что денежно-кредитное регулирование - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С его помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе нега¬тивных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воз-действия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут поло-жительные результа¬ты. Поэтому рассматриваемые в данной курсовой работе вопросы денежно-кредитного регулирования в различных социально-экономических моделях являются весьма актуальны в условиях становления рыночной экономии России.

Глава 4:

Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей между пе-ресмотром стратегической концепции денежно-кредитной по¬литики и измене-нием номинального ВНП достаточно велика. Примене¬ние разнообразных моне-тарных инструментов вызовет изменение со¬вокупных резервов банковской сис-темы, что повлияет на денежное предложение. Изменения в денежном предло-жении воздействуют на процентную ставку. Действительно, если денежная масса увеличива¬ется, то кредит становится более доступным, предложение фи-нансо¬вых ресурсов увеличивается, что понижает их «цену» - процентную став-ку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эф¬фект.

Изменение процентной ставки изменяет эффективность инвестиционных проектов и оказывает влияние на суммарный объем капита¬ловложений. Во-первых, при заданном размере дохода на капитал, вложенный в инвестицион-ный проект, изменение процентных ставок меняет относительную привлека-тельность вложений в производство и в ценные бумаги. Во-вторых, при при-влечении займов для осущест¬вления крупномасштабного проекта, незначи-тельное изменение про¬центной ставки может вызвать значительное изменение в абсолютном значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.

Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на но¬минальный валовый национальный продукт. Поэтому посредством де¬нежно-кредитного ре-гулирования можно воздействовать на инфляцию и физический объем произ-водства.

Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между де-нежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и велика. «Сбой» в одном из звеньев может иска¬зить первоначальный импульс. Для прогнозирования результатов де¬нежно-кредитных мероприятий Централь-ному банку необходима исчер¬пывающая информация о характере взаимодейст-вий между каждым из предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных ус¬ловиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежно-го предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах экономи-ки государства, что вызывает ее относительную неэффектив¬ность по сравнению с фискальной политикой.

Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в гораздо большей степени определяет основные макроэкономические параметры, неже-ли считают кейнсианцы. Более того, денежное пред¬ложение является важней-шим (практически единственным!) фактором, определяющим занятость, уро-вень производства и инфляцию. Они предлагают совершенно иную цепочку причинно-следственных связей, резко отличающуюся от кейнсианской. По их глубокому убеждению денежное предложение непосредственно воздействует на совокупный спрос, а не только определяет через процентную ставку спрос ин¬вестиционный. Считая, что скорость обращения денег стабильна (то есть сравнительно постоянна и легко предсказуема), они делают вывод, что измене-ние денежной массы вызовет соответствующее при¬ращение ВНП (что непо-средственно следует из уравнения обмена). Кейнсианцы подвергают сомнению утверждение монетаристов о ста¬бильности скорости обращения денег, что дает им основание оспа¬ривать справедливость столь простого передаточного меха-низма, который рисуют монетаристы.

Тем не менее, основываясь на идеологических установках о естественной стабильности рыночной организации хозяйственной жизни, монетаристы не со-ветуют использовать денежно-кредитные методы для реализации краткосроч-ных целей, поскольку это приве¬дет к дестабилизации экономики. Они предла-гают монетарное прави¬ло, согласно которому денежное предложение должно расширяться теми же темпами, что и потенциального прирост реального ВНП, ко¬торый, по мнению монетаристов, в странах с развитой рыночной экономикой составляет 3-5% в год.

Заключение:

Денежно-кредитное регулирование - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме¬нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказы-вать определяющее воздействие на де¬нежное предложение, а через его посред-ство - на реальный нацио¬нальный продукт, занятость и индекс цен.

Результаты монетарного регулирования по-разному расценива¬ются в кейн-сианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная де¬нежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздейс¬твия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономи¬ческой активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введе¬ние монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной поли-тики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетар-ная политика вообще не оказывает воздействия на ре¬альный ВНП.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, вли-яя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и им-порту. Ее можно использовать не только для изме¬нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым ба-лансом.

Используя рекомендации представителей различных школ, нахо¬дя ком-промиссные решения, Центральные банки реализуют денеж¬но-кредитную по-литику. Эта деятельность, как мне кажется, явля¬ется наиболее демократичным способом экономического регулирова¬ния, в наименьшей степени ограничивая рамки экономической свобо¬ды субъектов системы бизнеса.

Денежно-кредитная политика оказывает также воз¬действует на валютный курс и баланс внешней торговли. Экспансио¬нистская политика понижает курс национальной валюты и стимулиру¬ет экспорт, рестрикционная - повышает курс и поощряет импорт, сокращая тем самым внешнеторговое сальдо или усугубляя проблему внешнеторгового дефицита. Таким образом, политика дорогих денег, ведущая к ценовой стабилизации, имеет достаточно много издержек: помимо снижения объема производства и занятости, происходит уве¬личение чистого импорта, возникает проблема внешнеторгового де¬фицита.

Поскольку колебания валютных курсов оказывают серьезное воздействие на состояние экономики, Центральные банки могут рассматривать их регули-рование как важную цель денежно-кредитной политики. Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой осуществляют интервенции на внеш-них валютных рынках, увеличивая или уменьшая предложение национальной валюты и иностранных ва¬лют, воздействуя на спрос.

Похожие работы на данную тему