Особенности формирования рынка ценных бумаг в России

Название работы: Особенности формирования рынка ценных бумаг в России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

РЦБ, ценные бумаги

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Содержание

Введение

Глава 1. Конкурсные торги как основа расходования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд

1.1 Понятия, виды, история возникновения конкурсных торгов

1.2 Специфика развития конкурсных торгов в регионах России

Глава 2. Особенности расходования бюджетных средств путем проведения конкурсных торгов

2.1 Планирование расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд

2.2 Процедура конкурсных торгов и оценка конкурсных заявок

2.3 Оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд

Заключение

Литература

Выдержка:

Введение

Развитие системы государственных и муниципальных закупок в современной России осуществляется в процессе отхода от директивного, безальтернативного размещения государственного заказа, предполагающего одновременное практическое освоение и развитие механизма конкурсных торгов. При этом осуществляемая реформа государственных закупок не может рассматриваться вне контекста всей совокупности современных социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Подобные преобразования направлены не только на всемерное стимулирование и укрепление рыночных институтов координации экономической деятельности субъектов хозяйствования, но и на повышение эффективности функционирования механизма и аппарата государственной власти. Последняя выполняет в смешанной экономике две главные функции: во-первых, осуществляет комплекс мероприятий, направленных на поддержание функционирования основных социально-экономических институтов общества (денежно-кредитная, антимонопольная, антиинфляционная политика, политика занятости и т. д.). Во-вторых, государство аккумулирует посредством бюджетной системы определённые денежные ресурсы с целью последующего финансирования государственных расходов, предполагающих в том числе закупку товаров, работ и услуг для выполнения присущих государству функций и для жизнеобеспечения самих органов государственной власти, что и формирует сферу государственных закупок.

Торги в полной мере дают возможность на деле реализовать основное условие свободного рынка - добросовестную конкуренцию. Конкуренция, в свою очередь, позволяет сделать объективный выбор для государственного или муниципального заказчика, что кроме экономии бюджетных средств способствует устранению коррупции. Недаром важнейшим принципом проведения торгов является открытость. Это один из случаев, когда мы перенимаем действительно лучший мировой опыт и возрождаем отечественные дореволюционные традиции проведения конкурсов.

Практически во всех странах государство является на рынке важнейшим закупщиком продукции. В США доля государственных закупок равна примерно 15 % национального бюджета, что составляет около 200 млрд. долл. в год. Еще выше эта доля в социально ориентированных экономиках (ФРГ, Франция и др.). В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете достигает 50%.

Столь значительные объемы государственных закупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной.

Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации и ряда Федеральных законов и других нормативных актов все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. В свою очередь государственные или муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе.

Целью данной дипломной работы является изучение методологических основ проведения конкурсных торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. Для достижения данной цели был сформулирован ряд особых задач исследования:

- ознакомление с историей возникновения конкурсных торгов;

- изучение теоретической основы проведения конкурсных торгов;

- изучение сущности предконкурсного планирования;

- изучение основных методов оценки конкурсных предложений;

- анализ экономического эффекта от проведения конкурсных торгов.

В качестве объекта исследования выступает финансовая деятельность Комитета социальной защиты населения администрации Ульяновской области.

Методологическую основу исследования представляет современная теория финансового управления, анализа и общего менеджмента.

Практическая основа представлена конкретными реальными данными о результатах финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования.

Глава 1.Конкурсные торги как основа расходования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд

1.1 Понятие, виды, история возникновения конкурсных торгов

Конкурсные торги – это способ выдачи заказов на поставку товаров, закупку услуг или выдачу подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе условиям, предполагающем привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для их организатора.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и. - услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

С началом экономических реформ (1992г.) государство провозгласило принцип конкурсного размещения госзакупок , но в течении последующего пятилетия конкурсы почти не проводились, потому что с точки зрения нормативного обеспечения самих процедур торгов этот принцип регламентирован не был. Россия должна была принять правила, существующие в мире. Но речь идет не о буквальном копировании. Подобное было бы не разумно, так как многие юридические термины, которыми оперируют в англоязычных странах, при переводе на русский язык просто теряют свой смысл. Поэтому можно сказать, что российские процедуры закупок, определены Указом Президента Российской Федерации № 305 от 8 апреля 1997 года и Федеральным законом № 97-ФЗ от 6 мая 1999 года, соответствуют регламенту таких международных финансовых институтов, как например, Всемирный банк, лишь принципиально /27/.

Не большой опыт проведения госзакупок на конкурсной основе выявил многие положительные аспекты операций такого рода. Во-первых, заказчики стали проводить закупки гласно, публично, открыто, что практически сводит на нет возможность «подковерной борьбы». Во-вторых при проведении конкурсных процедур наблюдается экономия бюджетных средств от 5 до 20 %. Это существенный резерв для финансирования, особенно если учесть, сколь непроста у нас в стране ситуация с бюджетом. И в-третьих , появляется определенная возможность влиять на процесс ценообразования: конкуренция поставщиков за получение госзаказа на поставку товаров и выполнение услуг приводят в конечном счете к снижению цен. Эти результаты могли быть еще выше, если бы не возникали проблемы. Одна из них – неплатежи государства. Госзакупки считаются предметом контракта, где участвуют две стороны, и каждая должна выполнять свои обязательства. Однако нет особой разницы в том, на торгах или без торгов был заключен договор поставки, платежи по которому не производятся. Проблемы госзакупок безусловно связаны с бюджетным дефицитом, но введение системы торгов абсолютно не противоречит существующей идеологии преодоления этого положения. Более того, торги, экономя бюджетные деньги, смягчают финансовую напряженность и создают предпосылки для повышения эффективности торгов.

Главным результатом преобразования системы государственных закупок явилось то, что конкурсные торги становятся повседневной практикой государственных структур. Экономия бюджетных средств, направляемых на закупку продукции для государственных нужд, уже в 1997 году превысила 3 трлн. неденоминированных рублей. Если учесть, что торги фактически стали проводиться только со второго полугодия, то можно признать этот итог положительным. По результатам 1998 года, по данным Министерства экономики Российской Федерации, в ходе проведения государственными заказчиками 31932 конкурсных торгов достигнута экономия в размере 4,62 млрд деноминированных рублей /27/.

В то же время анализ показал, что в проведении конкурсных торгов имеются существенные недостатки, которые заключаются главным образом в нарушении правил и процедур, предусмотренных нормативными актами. Это прежде всего несоблюдение сроков проведения отдельных процедур торгов, некачественная подготовка конкурсной документации, изменение условий конкурсов в ходе их проведения, нарушение правил определения победителя, отсутствие обеспечения конкурсных заявок, нарушение правил представления и отзыва конкурсных заявок и т.д. Очевидно , что во многих случаях заказчики и организаторы конкурсов еще не овладели в достаточной мере процедурами конкурсных торгов, установленными Положением об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Это, в частности, приводит к тому, что по многим конкурсным торгам не удалось обеспечить приемлемый уровень конкуренции среди участников. Среднее число поставщиков, принявших участие в конкурсных торгах, проводимых государственными заказчиками в 1998 году, оказалось немногим более трех, в том числе по открытым торгам – немногим более 4,5 , закрытым – 3, специализированным закрытым – 2, запросам котировок – менее 3.

Такое положение свидетельствует о том, что в сфере организации закупок для государственных нужд кадровая проблема остается весьма острой. Старый багаж знаний и опыта оказался в новых условиях малопригодным, а подготовка и переподготовка новых специалистов в этой области практически еще только начинается.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года № 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» конкурсные комиссии должны формироваться преимущественно из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд.

Из приведенных данных (Рис.1) видно, что по состоянию на 1 января 2002 года в Ульяновской области было обучено всего 2 специалиста в области государственных закупок, на 1 января 2003 года уже 53 специалиста, а на 1 апреля 2003 года 72 специалиста.

...................................................................

Похожие работы на данную тему