Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Название работы: Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Внешнеэкономическая деятельность

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 6

1 Правовые аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности 11

1.1 Развитие таможенного дела в России 11

1.2 Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в современной России 17

1.3 Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности 25

2 Состояние таможенного дела в Южном Федеральном округе в 2004 году 36

2.1 Основные показатели экономического развития Южного Федерального округа 36

2.2 Институциональная структура таможенных органов Южного Федерального округа 40

2.3 Таможенное оформление и таможенный контроль в ЮФО в 2004 году 42

2.4 Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД 51

2.5 Таможенное дело в России в 2004 году 61

3 Основные проблемы в таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности 70

3.1 Тарифные методы регулирования: сравнительный анализ мирового и отечественного опыта 70

3.2 Проблемы в российской таможенной политике 79

Заключение 89

Список использованной литературы 92

Выдержка:

Введение:

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в экономике, но они касаются не только экономических отношений, возникающих внутри страны, но также влияют и на внешнеэкономические отношения.

В связи с ослаблением государственного контроля над экономической деятельностью во внешнеторговой сфере существенно расширился круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Довольно быстрым темпом растет ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации. С расширением свободного посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился поток лиц, пересекающих границу РФ. Все эти факторы повышают роль и значение таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с обеспечением эффективного осуществления таможенных операций.

Нужно отметить, что за последнее время таможенное законодательство претерпело серьезные изменения. Большое значение имеют Федеральные законы «О прохождении службы в Таможенных органах» и «О Таможенном тарифе», а также ряд других нормативных актов, которые повышают роль таможенных органов. Они получили больше свободы в выполнении возложенных на них задач, а полномочия и функции существенно расширились и усложнились.

Возрастание роли и значения внешнеэкономической деятельности и ее важнейшего инструмента — таможенного дела обуславливает важность данного исследования таможенной системы в целом. Поэтому я решил свою дипломную работу посвятить системе таможенных тарифов РФ.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Глава 3:

Концепция совокупного эффекта протекционизма провозглашает два принципа: доходы отрасли, или ее добавленная стоимость, будут подвержены воздействию торговых барьеров, лежащих на пути не только конкурирующей импортной продукции, но и действующих на рынке материалов, используемых в процессе производства этой отраслью. При этом, если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактический уровень защитного тарифа превысит его номинальный.

Номинальный уровень пошлин определяется, исходя из общей цены конечного продукта, и он важен для потребителя данного товара. Уровень действительной или эффективной таможенной защиты имеет большое значение для производителя, принимающего решение о разработке товара.

Влияние же товара на импортирующую страну не исчерпывается изменением уровня благосостояния производителей и потребителей. Пока тариф не является запретительным, то есть ограничивает импорт лишь частично, он приносит доход государству (произведение тарифа и размера импорта, им облагаемого).

Последующие эмпирические исследования более или менее подтвердили предположения Джонсон. Среди них первыми были оценки выигрыша по Маршаллу, заключавшиеся в установлении треугольников чистого национального выигрыша. Затем, с середины 70-х годов применялись более сложные методы расчета общего равновесия (РОР). Оценки РОР основаны на сложной экономико-математической модели, позволяющей уловить даже незначительные колебания доходов и цен. Оба метода свидетельствуют о том, что прирост благосостояния от упразднения барьеров лежит между -1% и +10% ВНП. Наивысший результат достигается, когда упраздняемые барьеры были велики или барьеры упразднялись полностью.

Каждый торговый барьер имеет свою административную стоимость. Исходный анализ тарифа был бы неполным, если бы он не позволял оценить размер тех ресурсов, которые благодаря ему «исключаются» из хозяйственной системы, т. е. не могут быть использованы каким-либо другим способом. Учреждение тарифа предполагает нахождение на границе таможенных служащих, требующих соответствующей заработной платы.

Протекционизм сдерживает научно-технический прогресс.

Обычно при оценке последствий тарифа подразумевается, что он никак не влияет на стремление отечественных производителей к снижению издержек производства и к сдвигу кривой предельных издержек вниз. Эта предпосылка может оказаться неверной. Многие исследователи считают, что любая защита производителей уменьшает побудительные мотивы поиска технологических усовершенствований, которые позволяют снизить издержки. Этой точке зрения была противопоставлена другая, изложенная в трудах Шумпетера и Гэлбрейта: больший объем ВП, попадающий в распоряжение крупных фирм представляет собой дополнительный финансовые ресурсы для осуществления научно-исследовательских работ и ускорения введения технологических инноваций.

Заключение:

Проведенное исследование дает право сделать следующие выводы. Либерализация внешней торговли, направленная на интеграцию российской экономики в мировое рыночное пространство, кроме определенных желаемых результатов принесла и множество негативных. Поток импортных товаров, заполнивших пустые ниши на рынках и вытеснивших со своих мест российские неконкурентоспособные товары, обозначил мировые цены и вместе с тем дал представление о стандартах и качествах мирового уровня. Различие в ценах и качестве товаров, зачастую не в пользу отечественных, привели к сокращению производства российских аналогов, что ухудшило экономическое и социальное положение в стране. Приведенные данные показывают снижение экспорта в страны дальнего и ближнего зарубежья, и катастрофическое увеличение импорта по основным, жизнеобеспечивающим отраслям. Наблюдался еще ряд явлений, заставивший насторожиться экономистов: выросла доля экспорта сырья и полуфабрикатов и снизилась доля экспорта готовых наукоемких изделий и технологий. Подобные тенденции свидетельствуют об изменении статуса страны на ресурсоэкспортирующую. Анализ доказал, что государству с таким статусом вернуться к старому или обрести новый очень трудно. На мировом рынке сложились свои правила игры. За ниши наукоемких товаров идет жестокая борьба между развитыми странами, т. к. это их статьи экспорта. С другой стороны, испытывая недостаток в собственных природных ресурсах, развитые страны открывают эти рынки для импорта, отдавая эту нишу развивающимся странам.

Международные союзы и организации с доминирующими развитыми странами предлагают льготы своим членам, требуя в ответ значительный уступок для своего экспорта и большей открытости рынков. В свете сказанного вопрос о таможенно-тарифной защите промышленности выходит за рамки простых, однозначных решений. Защищать ли все отрасли, которые пострадали, или только те, у которых имеется достаточный для выживания, а в дальнейшем и для устойчивого роста потенциал; какие методы защиты использовать: тарифные или нетарифные; как определить оптимальный уровень тарифов, и, наконец, как согласовать ответы на эти вопросы с приоритетными направлениями внешней политики.

Похожие работы на данную тему