Проблемы развития малого предпринимательства

Название работы: Проблемы развития малого предпринимательства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Предпринимательство

Страниц:

164 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

I Роль малого предпринимательства в современной жизни России и необходимость государственной и общественной поддержки.

1.1 Роль малого предпринимательства в современной жизни России.

1.2 Необходимость государственной и общественной поддержки малого предпринимательства.

1.3 Органы и программы поддержки малого предпринимательства в России.

II Анализ развития малого предпринимательства в России и деятельности государственных и общественных организаций и программ по его развитию.

2.1 Анализ развития малого предпринимательства в России.

- анализ по регионам и сравнение с другими странами

2.2 Анализ деятельности государственных и общественных организаций по развитию малого предпринимательства.

III Разработка методологий четких предложений по организации и поддержки малого предпринимательства в России.

Заключение

Список литературы

Выдержка:

Введение:

Практически во всех относительно успешных переходных экономиках новый частный малый бизнес послужил главным фактором роста, вобрав в се-бя ресурсы государственного и бывшего государственного секторов и показав заметный динамизм в контексте лютой конкуренции и жестких бюджетных ог-раничений. В некоторых исследованиях отмечается, что создание новых дина-мичных малых фирм на "руинах" старых предприятий стало наиболее важной частью процесса реструктуризации и роста эффективности экономики. Про-цветание малого бизнеса также смягчает со циальные издержки перехо-да,предоставляя рабочие места уволенным с реструктурируемых крупных предприятий в связи с сокращением их размеров. Несмотря на позитивные тенденции в российской экономике, о чем говорилось в предыдущей гла-ве,предпринимательский климат остается для нового частного бизнеса и инве-стиций неблагоприятным,что подтверждается относительно небольшим коли-чеством малых фирм,низким уровнем инвестиций в основной капитал и про-должающимся бегством капитала,объемы которого, по большинству оценок, все еще превышают 15 млрд долл.в год. Согласно сравнительным эмпириче-ским исследованиям Россия находится далеко позади стран Восточной Европы по степени привлекательности условий для бизнеса и предпринимательства. Frye и Shleifer (1997), обследовав малые фирмы в Москве и Варшаве, обнару-жили,что московский малый бизнес систематически подвергается большему количеству проверок и штрафов. Развивая эту тему, Johnson, McMillan и Woodruff (1999) провели более подробное обследование новых (прежде всего малых) частных предприятий в Польше, Румынии, Словацкой Республике, России и Украине и сделали вывод, что Россия и Украина существенно отста-ют в формировании целого ряда институтов, включая создание судебных ин-станций для разрешения экономических конфликтов и возвращения просро-ченной задолженности;огромного времени требует решение проблем с контро-лирующими организациями и местными органами власти, возникают трудно-сти с уплатой налогов,проводятся бесконечные проверки,порождающие в неле-гальные платежи (сверх законодательно установленных) и коррупцию. В то время как временная слабость рубля и высокие экспортные цены обусловили в российской экономике существенный промышленный рост, начиная с 1999 г., стержневыми факторами дальнейшего устойчивого развития должны стать бо-лее благоприятный предпринимательский климат, обеспечение условий для инвестиций и честной конкуренции.Российскому Правительству это безуслов-но известно  улучшение предпринимательского и инвестиционного климата становится во главу угла его долгосрочной экономической программы. Мно-жест во конструктивных инициатив в этой области в настоящее время находят-ся в стадии реализации.

Экономический рост в России с 1999 г. был в основном сконцентрирован в тяжелой промышленности,где ранее стагнирующие крупные предприятия получили мощный стимул к развитию в связи с девальвацией рубля,а также прямыми и косвенными эффектами высоких экспортных цен. Несмотря на то,что частный сектор успешно развивался в последние годы,возникает вопрос в какой степени это обусловлено внешними эффектами индустриальной экс-пансии и в какой  подлинным продвижением в области строительства инсти-тутов поддержки предпринимательской деятельности.

В данной работе, проанализировав проблемы развития малого бизнеса в российской экономике, мы попытаемся найти ответ на вопросы, возникающие в настоящий момент в России, оценить их значение для экономики в целом. Сектор малого бизнеса может рассматриваться как барометр, показывающий степень прогресса в деле создания здорового и конкурентного делового клима-та  важнейшей предпосылки устойчивого экономического роста. Хотя как официальные, так и опросные данные относительно прогресса в развитии сек-тора малого бизнеса достаточно противоречивы,здесь все же можно почерп-нуть некоторые важные выводы. Официальные данные за 2000 г. говорят о стагнации и даже небольшом снижении количества малых предприятий, числа занятых на них и уменьшении объема производимой продукции. Это остро контрастирует с ситуацией в экономике в целом, где наблюдался существен-ный рост. Но данные обследования малого бизнеса свидетельствуют хотя и о робком, но возрождении малого бизнеса в контексте всеобщего экономическо-го роста. Важнейшие факторы возрождения малого бизнеса, по всей видимо-сти, являются внешними по отношению к институциональной среде его функ-ционирования (они включают увеличение внутреннего спроса и большую мак-роэкономическую стабильность), но все таки возможно,что в некоторых регио-нах достигнут существенный прогресс и в области институционального строи-тельства. Формирование предпринимательского климата продолжает зависеть в большей степени от политики и действий органов государственной власти на региональном и местном уровнях и поэтому ряд проблем здесь остается суще-ственным. Текущие правительственные инициативы, нацеленные на улучше-ние предпринимательского климата,выглядят более конструктивными и более сосредоточенными на проблемах малого бизнеса, чем раньше. Но для подлин-ного прорыва в деле создания благоприятного климата для развития малого бизнеса требуются дополнительные меры.

Глава 3:

Зарубежный опыт показывает, что особенно велико значение государст-венной поддержки малого предпринимательства в кризисных условиях, в то вре-мя, когда экономика нуждается в коренной структурной перестройке и необхо-димо снижение социальной напряженности в обществе (например, Япония и Германия в послевоенные годы, Англия конца 70-х годов, страны Восточной Азии в последние 10-15 лет).

Развитие малого предпринимательства  это один из центральных вопро-сов развития стран с развитой рыночной системой. Такая согласованная политика в отношении малого бизнеса приводит к тому, что малые предприятия оказывают весьма заметное влияние на уровне основных экономических показателей раз-вития в странах с развитой рыночной экономикой.

Обобщая опыт развития зарубежных стран и опыт российских городов, мож-но сказать, что в России малый бизнес находится в самом начале своего развития. Достаточно сказать, что в западных развитых странах малый бизнес занимает половину экономики, а в России  8 %, на малых предприятиях западных стран работает каждый третий, а в России - каждый десятый. На сегодняшний день, в российской действительности, существует много проблем, связанных с развитием малого бизнеса. Они касаются не только экономико-правовых сторон развития, но и социальных, культурных аспектов. Начиная с того, что в глазах российского общества существует неверный образ и восприятие предпринима-теля. Малому бизнесу, уже теперь традиционно, отводится важная роль в раз-витии государств  обеспечение занятости, что позволяет сбалансировать ситуа-цию в обществе. Также, представителями малого бизнеса, формируется средний класс населения, а как известно, от стабильности жизнедеятельности среднего класса во многом зависит стабильность общества в целом. Также, не менее важ-ной составляющей, является степень участия государства в сфере малого бизнеса. Зарубежный опыт показывает, что не существует однозначного от-ношения к этому вопросу. Существуют страны, такие как Дания, государственный сектор которых предпочитает невмешательство в сферу бизнеса, за исключением случаев, которые представляют интерес для государства или, наоборот, вызыва-ют опасения. Но существует и другой опыт развития, например Германия, где государство считает необходимым постоянно контролировать и регулировать дея-тельность в сфере малого предпринимательства. Какой путь развития выбрать России? Однозначного ответа на этот вопрос пока не существует, да и навряд ли будет когда-либо существовать. Это обусловлено, во-первых, масштабами госу-дарства, так как Западные государства, по сравнению с Россией, очень неболь-шие, поэтому легче охватить развитие какой-либо сферы деятельности, в том числе и малый бизнес, во-вторых, Россия расположена в нескольких климатиче-ских зонах, что с одной стороны хорошо, так как дает различные возможности развития разных сфер деятельности, а, с другой стороны, лишает равномерно-сти развития страны в целом, в-третьих, большинство западных стран имеют дос-таточно длительную историю развития предпринимательства, а в России, к сожа-лению, утеряны традиции и опыт предпринимательства, можно даже сказать, что история развития предпринимательства в России насчитывает чуть более десяти лет, с учетом исторических особенностей развития страны в XX веке. Это только малая часть вопросов, которые необходимо каким-то образом рассматривать при определении пути развития предпринимательства в России.

Заключение:

Зарубежный опыт показывает, что особенно велико значение государст-венной поддержки малого предпринимательства в кризисных условиях, в то вре-мя, когда экономика нуждается в коренной структурной перестройке и необхо-димо снижение социальной напряженности в обществе (например, Япония и Германия в послевоенные годы, Англия конца 70-х годов, страны Восточной Азии в последние 10-15 лет).

Развитие малого предпринимательства  это один из центральных вопро-сов развития стран с развитой рыночной системой. Такая согласованная политика в отношении малого бизнеса приводит к тому, что малые предприятия оказывают весьма заметное влияние на уровне основных экономических показателей раз-вития в странах с развитой рыночной экономикой.

Обобщая опыт развития зарубежных стран и опыт российских городов, мож-но сказать, что в России малый бизнес находится в самом начале своего развития. Достаточно сказать, что в западных развитых странах малый бизнес занимает половину экономики, а в России  8 %, на малых предприятиях западных стран работает каждый третий, а в России - каждый десятый. На сегодняшний день, в российской действительности, существует много проблем, связанных с развитием малого бизнеса. Они касаются не только экономико-правовых сторон развития, но и социальных, культурных аспектов. Начиная с того, что в глазах российского общества существует неверный образ и восприятие предпринима-теля. Малому бизнесу, уже теперь традиционно, отводится важная роль в раз-витии государств  обеспечение занятости, что позволяет сбалансировать ситуа-цию в обществе. Также, представителями малого бизнеса, формируется средний класс населения, а как известно, от стабильности жизнедеятельности среднего класса во многом зависит стабильность общества в целом. Также, не менее важ-ной составляющей, является степень участия государства в сфере малого бизнеса. Зарубежный опыт показывает, что не существует однозначного от-ношения к этому вопросу. Существуют страны, такие как Дания, государственный сектор которых предпочитает невмешательство в сферу бизнеса, за исключением случаев, которые представляют интерес для государства или, наоборот, вызыва-ют опасения. Но существует и другой опыт развития, например Германия, где государство считает необходимым постоянно контролировать и регулировать дея-тельность в сфере малого предпринимательства. Какой путь развития выбрать России? Однозначного ответа на этот вопрос пока не существует, да и навряд ли будет когда-либо существовать. Это обусловлено, во-первых, масштабами госу-дарства, так как Западные государства, по сравнению с Россией, очень неболь-шие, поэтому легче охватить развитие какой-либо сферы деятельности, в том числе и малый бизнес, во-вторых, Россия расположена в нескольких климатиче-ских зонах, что с одной стороны хорошо, так как дает различные возможности развития разных сфер деятельности, а, с другой стороны, лишает равномерно-сти развития страны в целом, в-третьих, большинство западных стран имеют дос-таточно длительную историю развития предпринимательства, а в России, к сожа-лению, утеряны традиции и опыт предпринимательства, можно даже сказать, что история развития предпринимательства в России насчитывает чуть более десяти лет, с учетом исторических особенностей развития страны в XX веке. Это только малая часть вопросов, которые необходимо каким-то образом рассматривать при определении пути развития предпринимательства в России.

Похожие работы на данную тему