Налоги и формирование финансовых ресурсов

Название работы: Налоги и формирование финансовых ресурсов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

91 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Экономическая сущность налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Понятие налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2. Функции и принципы организации налогов. . . . . . . . . . . . . . . .

1.3. История развития налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.4. Зарубежный опыт налогообложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Анализ налоговой системы Российской Федерации . . . . . . . . .

2.1. Виды налогов и сборов в Российской Федерации . . . . . . . . . . .

2.2. Проблемы сбалансированности налоговой системы . . . . . . . . .

2.3. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в государственный бюджет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выдержка:

Введение:

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного ре-гулирования экономики с помощью финансо¬вых рычагов. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена система налогообложения.

В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым об¬щественным отношениям, и, с одной стороны, со¬ответствовала мировому опыту, но, с другой сто¬роны, учитывала бы нацио-нальные особенности российской экономики на современном этапе.

Современная налоговая система РФ к настоя¬щему времени находится в процессе постепенно¬го становления. В конце 1991 г. был принят пер¬вый блок налогового законодательства в соот¬ветствии с основным законом «Об основах налоговой системы» , некоторые статьи которо¬го продолжали дейст-вовать до 1 января 2005 г. 31 июля 1998 г. была принята часть первая Нало-гового кодекса РФ, в котором нашли отражение основы налогообложения. Так, к настоящему времени в соответствии с ч. II Налогового кодекса взима-ют¬ся такие налоги, как, например, налог на добав¬ленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на при-быль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог и др.. Более чем десятилетняя история становле¬ния налоговой системы РФ проде-монстрировала, что метод «проб и ошибок» неприемлем в отно¬шении по-строения системы налогообложения страны. Только на основании взвешен-ного и вдумчивого подхода возможна оптимизация на¬логовой системы, от которой напрямую зависит доходная часть бюджетной системы и возмож¬ность возврата громадного государственного долга РФ.

Глава 2:

Центральное место в финансовой системе любого государства зани-мает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназна-ченных для финансового обеспечения задач и функций государства и мест-ного самоуправления».

Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выпол-нения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законо-дательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государствен-ной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, пре-дусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнитель-ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, пре-дусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возме-щение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюд-жетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы.

По данным Министерства финансов РФ в 2004 г. доходы федерально-го бюджета РФ составили 2202,1 млрд. рублей, или 20,1% ВВП, что на 2,5 процентных пункта ВВП превышает показатель 2003 г . Рост доходов про-изошел в основном за счет роста налоговых доходов, которые в 2004 г. дос-тигли 18,6% ВВП, увеличившись по сравнению с 2003 г. на 2,3 п.п. ВВП. .

Доля налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета в 2004 г. осталась на уровне предшествующего года – 77% (без учета ЕСН или 92% – с учетом ЕСН), а неналоговые доходы, с учетом доходов бюджет-ных целевых фондов (в основном Целевого фонда Минатома), составили 7,6% общих доходов, несколько снизившись по отношению к предыдущему году (8,1% общих доходов).

Следует отметить, что в 2004 г. наблюдался некоторый рост поступ-лений налогов в территориальные бюджеты – на 0,6 п.п. ВВП. Что касается доходов территориальных бюджетов в целом, то они возросли также на 0,6 п.п. ВВП. В целом следует отметить, что уровень доходов территориальных бюджетов в 2004 г. был наиболее высоким за последние 5 лет.

В то же время бюджетные расходы выросли в 2004 г. до 18,7% ВВП, что на 4 п.п. выше показателя предшествующего года. Даже за вычетом фи-нансирования трансфертов ПФ РФ за счет ЕСН на финансирование базовой части пенсии, уровень расходов превышает почти на 1 п.п. ВВП уровень 2003 г. В этой связи уровень профицита снизился в 2004 г. до 1,4% ВВП (в 2003 году он составил 2,9% ВВП) .

Консолидированный бюджет исполнен в 2004 г. с профицитом 1,0% ВВП. Без учета ЕСН уровень доходов бюджета несколько ниже, чем по ито-гам прошлого года (29,0% в 2004 г. против 29,3% – в 2003 г.), но выше, чем в 2002 г. и ранее. Расходы же консолидированного бюджета заметно выше, чем за предыдущие четыре года, даже за вычетом перечисленного в ПФ РФ ЕСН из федерального бюджета (28% ВВП).

Заключение:

Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие выводы.

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и дру-гих платежей, взимаемых в установленном порядке и используемых госу-дарством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства. Она является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет следующие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных со-циальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функ-ция).

По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фис-кальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам налоговые системы различных стран существенно отли-чаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты: посто-янный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства и построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономиче-ской теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Специфика перехода Российской экономики к рынку и решение про-блем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особен-ности состава и структуры налоговой системы нашей страны.

Классификация отечественных налогов и сборов на федеральные, ре-гиональные и местные соответствует разделению полномочий законодатель-ных органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов само-управления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории.

Проведенное исследование налоговой системы Российской Федера-ции, теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответст-вия структуры налоговой системы России основным принципам и экономи-ческим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:

- российская налоговая система в целом соответствует теоретиче-ским принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;

- налоговая система устанавливаемая Налоговым кодексом России стала «качественнее», более упорядоченная, это проявилось, в первую оче-редь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных плате-жей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только ос-новные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - на-лог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи.

- налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплатель-щиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположе-нию. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя пе-рекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление.

Похожие работы на данную тему