Лицензирование отдельных видов деятельности

Название работы: Лицензирование отдельных видов деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Общие положения о лицензировании

1.1. Правовая основа лицензионных отношений

1.2. Основные понятия и субъекты лицензирования

Глава 2. Порядок осуществления лицензирования

2.1. Выдача и действие лицензий

2.2. Регламентация лицензирования в г. Москве

Глава 3. Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, ответственность за их нарушение

3.1. Контроль лицензирующих органов

3.2. Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий

Заключение

Литература

Выдержка:

Введение:

Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34).

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство, ярким "представителем" которого является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.

Таким образом, несмотря на либерализацию частноправовых отношений, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека. Основание такого ограничения - ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована ГК РФ в п. 2 ст. 1.

Одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование. Однако насколько бы эффективными ни были различные методы (способы) государственного управления, в том числе и лицензирование, важно обеспечить защиту не только публично-правовых целей, но и соблюдение прав и свобод, в том числе гражданских, каждого человека.

В этом случае, если мы используем государственно-властные методы управления, непосредственно или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения таких прав и свобод. Вот почему вопрос о видах деятельности, подлежащих лицензированию, их количестве и порядке такого лицензирования всегда будет объектом повышенного внимания и юридического лица (индивидуального предпринимателя), и государства.

Доказательством этому служит законотворческий процесс в отношении лицензирования: большинство принимаемых федеральных законов направлены на изменение - сокращение или дополнение - перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17). Эта особенность присуща как ранее действовавшему Федеральному закону от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", так и сегодняшнему - от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ. В итоге этот перечень сократился с 214 видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (именно столько первоначально содержалось в ст. 17 Федерального закона N 158-ФЗ), до 120 (именно столько первоначально содержалось в Федеральном законе от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ).

Другой особенностью Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" является обилие подзаконных актов, принятых во исполнение данного Закона. Речь идет о положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Их количество непосредственно зависит от перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 17). Кроме того, система правовых актов о лицензировании продолжается на уровне лицензирующих органов - ряда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование.

Глава 3:

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Согласно ст.169 УК РФ неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, - наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконное предпринимательство. Согласно ст.171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере; в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Незаконная банковская деятельность. Согласно ст.172 УК РФ осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере; в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

В соответствии со ст.203 УК РФ превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно ст.235 УК РФ занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Заключение:

Итак, лицензирование является одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения указанных в работе государственных публично-правовых целей. Однако насколько бы эффективными ни были различные методы (способы) государственного управления, в том числе и лицензирование, важно обеспечить защиту не только публично-правовых целей, но и соблюдение прав и свобод, в том числе гражданских, каждого человека.

Как было показано в работе, помимо, конечно, Конституции РФ, ГК РФ, специальным нормативным актом по лицензированию является Федеральный Закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также изданные в его соответствии постановления Правительства РФ, министерств и ведомств РФ. Однако, как показано в работе, указанные подзаконные акты не всегда четко соответствуют названному закону о лицензировании, последнее касается и подзаконного творчества в Москве.

Анализируя нормы закона о лицензировании, можно с достаточной степенью обоснованности прийти к выводу о том, что практика установления в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности содержания соответствующей деятельности в отсутствие отдельного правового акта, регламентирующего настоящую деятельность и установившего ее содержание, противоречит закону.

В целях искоренения и предотвращения данных проблемных вопросов, оптимальными способами разрешения вопроса о содержании лицензируемых видов деятельности могли бы быть:

1) наличие федерального закона, регулирующего соответствующий вид деятельности и определяющего, какие сферы общественных отношений относятся к этому виду деятельности;

2) в отсутствие такого федерального закона - установление содержания лицензируемых видов деятельности на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг.

С другой стороны, в условиях российской правовой действительности нередки случаи, когда определенная деятельность отнесена надлежащим образом (т.е. законодательно) к лицензируемым, а соответствующее положение о лицензировании этого вида деятельности Правительством РФ не утверждено. Таким образом, предприниматели и организации не имеют возможности получить лицензию на осуществление лицензируемого вида деятельности. Какого-либо однозначного решения настоящей проблемы, к сожалению, нет.

Также проблемным вопросом остается порядок лицензионного контроля, т.к. эта процедура осуществления лицензионного контроля в законе о лицензировании прописана в самых общих чертах. Фактически закреплены только три ключевых аспекта: субъект контроля, форма контроля, полномочия субъекта контроля.

Так, на сегодняшний день нет единообразного правового регулирования следующих вопросов при осуществлении лицензионного контроля:

1) сроки проведения лицензионной проверки;

2) периодичность лицензионных проверок;

Похожие работы на данную тему