Введение:
Наше время, безусловно, не поглощается полностью непосредственным трудом, часть его свободна для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для творческой деятельности и развития. Проблема, как использовать свободное время, особенно остро стоит в молодежной среде, потому что именно эта часть общества, обладая значительным свободным временем (по подсчетам статистиков молодой человек имеет в среднем 5 часов свободного времени ежедневно), страдает от неумения рационально распорядиться им, и как следствие этого - отличается неудовлетворенностью - социологические исследования подтверждают, что лишь 48,7% молодежи вполне удовлетворены своими запросами в области духовной культуры. Недостатки в организации свободного времени в определенной мере объясняют и негативные явления в молодежной среде, с которыми мы сегодня столкнулись: наркомания, токсикомания, асоциальные неформальные объединения и т.д. Вот почему проблемам досуга необходимо уделять пристальное внимание.
В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.
Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах – местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Особой популярностью ползуются телевизионные шоу в свазя с их ирреалистичной яркостью и легкой доступностью. Поэтому актуальной задачей является исследование телевизионных зрелищных программ в свете их влияния на социум, на формирование досуга различных слоев население, сосбенно подростков и молодежи как наиболее легко подчиняющихся внушению и зрелищности.
Глава 3:
Популярность празвлекательной передачи зависит от многих факторов. Так, Америка не выдержалашоу, аналогичного "то хочет стать миллионером?". Как сказала Юлия Александрова, пресс-атташе игры, газете "Антенна", неумелые продюсеры из-за хорошего рейтинга ставили программу слишком часто в эфир, и зрителя "перекормили". В то же время Валдис Пельш, директор Дирекции игровых программ ОРТ и ведущего "Русской рулетки", обращает внимание на то, что есть территориальная специфика восприятия программ. Суперуспешный проект на Западе может не иметь успеха здесь, и наоборот. Например, рейтинговое за границей шоу "Своя игра" не набирает в России желаемых процентов. Зато программа "Колесо фортуны" считает на Западе устаревшей, а у нас ее аналог "Поле чудес" не теряет популярности. "Я думаю, в силу харизматичности личности ведущего", предполагает Пельш. Кроме того, долголетие программы зависит от возможности адаптировать программу для нашего зрителя. Например, канал BBC, производитель "Слабого звена", не принимает никакого изменения правил. А Columbia TriStar позволяет менять правила в "Русской рулетке". В российской "Угадай мелодию" ведущий активно подсказывал игрокам, что абсолютно недопустимо в западных шоу. Пельш считает, что долголетие программы зависит от сочетания сценарной заявки, режиссуры, подбора ведущего, редактуры, декораций. "Если какой-то компонент в этой цепочке окажется слабым, программа умирает в страшных мучениях". Продюсер компании "2B", выпустившей восемь игр "Большой вопрос", Сергей Пехлецкий говорит о такой проблеме, как отсутствие возможности обкатки на отечественном телевидении. На Западе, по его словам, все проекты начинаются с пилотных выпусков, которые выносятся на суд руководства канала и экспертов, на этом этапе выявляются ошибки. Но в России на это денег нет, поэтому многие программы выходят сырыми и нет времени на выявление промахов. В то же время следует заметить, что многие программы держатся на отечественном телевидении уже многие десятки лет. Программа "Клуб путешественников выходит с 1960 года, КВН – с 1961, главная детская программа – "Спокойной ночи, малыши!" – с 1964 года, "В мире животных" – с апреля 1968 года а "Ералаш" – с 1974 года.
По социологическим оценкам, особой популярностью пользуются игровые программы «Кто хочет стать миллионером?» и «Слабое звено», их рейтинг на несколько порядков превышает показатели игровых передач других каналов. Суперпопулярным стал проект ОРТ «Последний герой» — рейтинг 18,7 процента, с долей — 47,5 процента.
Заключение:
Со второй половины нашего столетия телевидение становится неотъемлемой частью повседневной жизни и нашего быта. Исходя из законов рынка телевидение передает большей частью только информацию, которая будет востребована публикой. Его популярность привела к тому, что телевидение стало одним из важнейших факторов социализации, а также достаточно влиятельным каналом распространения информации для различных слоев общества.
Как свидетельствуют результаты многочисленных западных исследований, посвященных проблемам функционирования телевидения в обществе и его влияния на различные аудитории, в том числе на детскую и подростковую, сегодня телевидение является основной формой проведения досуга, оттесняя даже активный отдых и занятия спортом, что отрицательно сказывается на здоровье и физическом состоянии людей. Это утверждение, а также то, что основным мотивом подростков при просмотре телепередач является поиск в них, прежде всего, развлечения и отдыха, подтвердились результатами проведенного исследования. Хотя полученные данные не позволяют утверждать, что существует четкая причинно-следственная взаимосвязь между количеством времени, проводимого у телеэкрана, и ростом агрессивного поведения подростков, все же мы склонны согласиться с западными исследователями, которые утверждают, что телевидение способствует росту агрессивности в среде подростков, а также оказывает разрушающее воздействие на их здоровье. Насилие, демонстрируемое в телепередачах, может подтолкнуть подростков к выбору силового способа разрешения конфликтов. Мы также считаем, что любителем видеопродукции с достаточно высоким содержанием моделей агрессивного поведения делает зрителя не генетически заложенная агрессивность, но собственно характер такой видеопродукции, развивая агрессивные наклонности и попутно снимая социальный запрет на применение насилия, способствует увеличению количества демонстрируемых актов агрессивного поведения.
Сейчас трудно сказать, когда на повестку дня будет поставлен вопрос о психологическом и физическом здоровье нации и потребуется изучение всех факторов, которые на него влияют. Конечно, можно использовать опыт западных исследований, но неизвестно, в какой степени он подходит для нашей действительности. Оценки влияния телевидения на людей, выросших и живущих в относительно устойчивом обществе, могут не совпадать с реальным влиянием телевидения на людей, чья психика испытывает постоянную нагрузку со стороны негативных и непредсказуемых изменений в социальной и бытовой сферах.