Формирование культуры досуга

Название работы: Формирование культуры досуга

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Социология

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

1. Особенности формирования культуры досуга на современном этапе.

1.1. Исторические и методологические подходы к изучению понятия «культура досуга».

1.2. Классификация видов досуговой деятельности.

1.3. Телевидение как особый вид досуговой деятельности.

2. Изучение молодежной культуры социологическими методами.

3. Телевидение как средство формирования культуры досуга.

3.1. Методолические подходы к изучению средств массовой коммуникации.

3.2. Нравственные аспекты зрелищно-игровых программ телевидения.

3.3. Анализ зрелищно-игровых программ на примере канала ОРТ.

Заключение

Выдержка:

Введение:

Наше время, безусловно, не поглощается полностью непосредственным трудом, часть его свободна для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для творческой деятельности и развития. Проблема, как использовать свободное время, особенно остро стоит в молодежной среде, потому что именно эта часть общества, обладая значительным свободным временем (по подсчетам статистиков молодой человек имеет в среднем 5 часов свободного времени ежедневно), страдает от неумения рационально распорядиться им, и как следствие этого - отличается неудовлетворенностью - социологические исследования подтверждают, что лишь 48,7% молодежи вполне удовлетворены своими запросами в области духовной культуры. Недостатки в организации свободного времени в определенной мере объясняют и негативные явления в молодежной среде, с которыми мы сегодня столкнулись: наркомания, токсикомания, асоциальные неформальные объединения и т.д. Вот почему проблемам досуга необходимо уделять пристальное внимание.

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах – местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Особой популярностью ползуются телевизионные шоу в свазя с их ирреалистичной яркостью и легкой доступностью. Поэтому актуальной задачей является исследование телевизионных зрелищных программ в свете их влияния на социум, на формирование досуга различных слоев население, сосбенно подростков и молодежи как наиболее легко подчиняющихся внушению и зрелищности.

Глава 3:

Популярность празвлекательной передачи зависит от многих факторов. Так, Америка не выдержалашоу, аналогичного "то хочет стать миллионером?". Как сказала Юлия Александрова, пресс-атташе игры, газете "Антенна", неумелые продюсеры из-за хорошего рейтинга ставили программу слишком часто в эфир, и зрителя "перекормили". В то же время Валдис Пельш, директор Дирекции игровых программ ОРТ и ведущего "Русской рулетки", обращает внимание на то, что есть территориальная специфика восприятия программ. Суперуспешный проект на Западе может не иметь успеха здесь, и наоборот. Например, рейтинговое за границей шоу "Своя игра" не набирает в России желаемых процентов. Зато программа "Колесо фортуны" считает на Западе устаревшей, а у нас ее аналог "Поле чудес" не теряет популярности. "Я думаю, в силу харизматичности личности ведущего", предполагает Пельш. Кроме того, долголетие программы зависит от возможности адаптировать программу для нашего зрителя. Например, канал BBC, производитель "Слабого звена", не принимает никакого изменения правил. А Columbia TriStar позволяет менять правила в "Русской рулетке". В российской "Угадай мелодию" ведущий активно подсказывал игрокам, что абсолютно недопустимо в западных шоу. Пельш считает, что долголетие программы зависит от сочетания сценарной заявки, режиссуры, подбора ведущего, редактуры, декораций. "Если какой-то компонент в этой цепочке окажется слабым, программа умирает в страшных мучениях". Продюсер компании "2B", выпустившей восемь игр "Большой вопрос", Сергей Пехлецкий говорит о такой проблеме, как отсутствие возможности обкатки на отечественном телевидении. На Западе, по его словам, все проекты начинаются с пилотных выпусков, которые выносятся на суд руководства канала и экспертов, на этом этапе выявляются ошибки. Но в России на это денег нет, поэтому многие программы выходят сырыми и нет времени на выявление промахов. В то же время следует заметить, что многие программы держатся на отечественном телевидении уже многие десятки лет. Программа "Клуб путешественников выходит с 1960 года, КВН – с 1961, главная детская программа – "Спокойной ночи, малыши!" – с 1964 года, "В мире животных" – с апреля 1968 года а "Ералаш" – с 1974 года.

По социологическим оценкам, особой популярностью пользуются игровые программы «Кто хочет стать миллионером?» и «Слабое звено», их рейтинг на несколько порядков превышает показатели игровых передач других каналов. Суперпопулярным стал проект ОРТ «Последний герой» — рейтинг 18,7 процента, с долей — 47,5 процента.

Заключение:

Со второй половины нашего столетия телевидение становится неотъемлемой частью повседневной жизни и нашего быта. Исходя из законов рынка телевидение передает большей частью только информацию, которая будет востребована публикой. Его популярность привела к тому, что телевидение стало одним из важнейших факторов социализации, а также достаточно влиятельным каналом распространения информации для различных слоев общества.

Как свидетельствуют результаты многочисленных западных исследований, посвященных проблемам функционирования телевидения в обществе и его влияния на различные аудитории, в том числе на детскую и подростковую, сегодня телевидение является основной формой проведения досуга, оттесняя даже активный отдых и занятия спортом, что отрицательно сказывается на здоровье и физическом состоянии людей. Это утверждение, а также то, что основным мотивом подростков при просмотре телепередач является поиск в них, прежде всего, развлечения и отдыха, подтвердились результатами проведенного исследования. Хотя полученные данные не позволяют утверждать, что существует четкая причинно-следственная взаимосвязь между количеством времени, проводимого у телеэкрана, и ростом агрессивного поведения подростков, все же мы склонны согласиться с западными исследователями, которые утверждают, что телевидение способствует росту агрессивности в среде подростков, а также оказывает разрушающее воздействие на их здоровье. Насилие, демонстрируемое в телепередачах, может подтолкнуть подростков к выбору силового способа разрешения конфликтов. Мы также считаем, что любителем видеопродукции с достаточно высоким содержанием моделей агрессивного поведения делает зрителя не генетически заложенная агрессивность, но собственно характер такой видеопродукции, развивая агрессивные наклонности и попутно снимая социальный запрет на применение насилия, способствует увеличению количества демонстрируемых актов агрессивного поведения.

Сейчас трудно сказать, когда на повестку дня будет поставлен вопрос о психологическом и физическом здоровье нации и потребуется изучение всех факторов, которые на него влияют. Конечно, можно использовать опыт западных исследований, но неизвестно, в какой степени он подходит для нашей действительности. Оценки влияния телевидения на людей, выросших и живущих в относительно устойчивом обществе, могут не совпадать с реальным влиянием телевидения на людей, чья психика испытывает постоянную нагрузку со стороны негативных и непредсказуемых изменений в социальной и бытовой сферах.

Похожие работы на данную тему