Формирование сакской культурно-исторической общности

Название работы: Формирование сакской культурно-исторической общности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

ИГП

Страниц:

92 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. Андроновская историческая общность, как основной этнический пласт развития культур позднебронзового века:

1.1. Памятники Восточного Приаралья……………………………................9

1.2. Памятники Центрального Казахстана……………………………….....15

1.3. Памятники Южного Зауралья и Северного Казахстана……………....23

ГЛАВА 2. Сакская культурно-историческая общность. Специфика формиро-вания обществ раннего железного века:

2.1. Автохтонный или миграционный путь развития сакской культу-ры…………………………………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...64

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………...75

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….77

Выдержка:

Введение:

Урало-Казахстанские степи, занимая срединную часть Великого пояса сте¬пей, во все эпохи являлись связующим звеном, контактной зоной между за¬падной и восточной частями степной Евразии. Че¬рез эту территорию про-легали пути большинства массовых миг¬раций кочевников с Востока на Запад. Впрочем, выбор конкретного пути дви¬жения номадов с Востока на Запад - через Казахстанские степи или Семире¬чье - во многом определялся этнопо-литической ситуацией в Урало-Казах¬станских степях, в частности в Цен-тральном Казахстане. В изучении процес¬сов миграций и этнических взаимодействий, протекавших в древности и сред¬невековье в евразийских степях, особое место принадлежит Южному Заура¬лью. Это обусловлено тем, что любое крупное перемещение номадов с Восто¬ка степной Евразии на За-пад или с Запада на Восток проходило, в силу геогра¬фических особенностей степного пояса, через Южное Зауралье.

Вместе с тем Урало-Казахстанские степи являлись ключевым звеном сис¬темы «оазис - степь – лесостепь», включающей три основные подсистемы: государственные образования оседло-земледельческих обществ Средней Азии, кочевые объединения степи и оседлые и полуоседлые образования ле-состе¬пи.

За время изучения Урало-казахстанских и Приаральских степей была соб-рана достаточно богатая археологическая база по истории местных культур, изучены множество поселений и погребальных могильников. В настоящее время одной из основных задач исследования евразийских степных древно-стей является переход от изучения от¬дельных археологических культур и соз-дания региональных периодизаций к реконструкции общей картины культурно-исторических процессов. В частности одной из открытых на сего-дняшний день проблем остается связь раннего кочевого населения Южного Зауралья, Восточного При¬аралья, Северного и Центрального Казахстана с носителями близких, возможно, родственных культур эпохи поздней бронзы, торго¬выми, культурными, военными и другими контактами, взаим¬ными ин-фильтрациями, вхождением в общие этнополитические объединения и т.п. Данная связь позволяет объединить территорию Приаралья, Южного Заура-лья, Северного и Центрального Казахстана в один ареал, на котором четко прослеживается культурная преемственность двух эпох – бронзы и железа. Это отчетливо видно на уровне погребального обряда и архитектуре могиль-ных сооружений, идеологии и инвентаря.

Глава 2:

При всем вышесказанном нужно заметить, что погребальные сооружения Северного Казахстана и Южного Зауралья в раннесакское время имеют опре-деленно сходные черты с позднебронзовыми погребениями саргаринской и алексеевско-саргаринской культурами этих территорий. Особенно это прояв-ляется в устройстве могильных ям, некоторых чертах погребального обряда, при относительно разных надмогильных конструкциях. Вероятно, это свя-занно с тем, что установившееся в начале железного века на урало-казахстанских территориях тасмолинское население хотя и установила куль-турное господство на местные культуры, все же проявлялась самобытность коренного населения. Это предположение является верным при условии, что сама тасмолинская культура сформировалась из местных андроновских эле-ментов в смешении с мигрировавшим населением. Следовательно, и сарга-ринская, и тасмолинская культура имеют одни традиционные корни своего происхождения, в силу каких-либо внешних факторов проявлявшихся в той или иной сфере. Поэтому в первых веках железного века (VII-VI вв. до н.э.) в жизни населения, несомненно, проявлялись традиционные черты культур поздней бронзы. Вместе с тем, начиная с периода второй половины VI в. до н. э., некоторые черты погребального ритуала не имеют местных корней. К ним относятся: трупосожжения на месте или подожжение деревянной надмо-гильной конструкции; обширные квадратные могильные ямы с длинным ко-ридором-дромосом (Приложение 5. рис 5.) трупосожжения на грунте и деревянные конструкции над ними; сожжение перекрытия могильных ям; парные и коллективные погребения и некоторые другие черты. Поиски мест их происхождения заставляют обратить внимание на области, лежащие к югу от Зауралья — Среднюю Азию, и прежде всего на Южное Приаралье, на племена историко-этнографической общности саков низовий Аму- и Сырда-рьи (Яблонский Л. Т., 1988, с. 189). Большинство вышеназванных черт здесь присутствуют уже в комплексах VII-VI вв. до н. э. (могильники Южный Та-гискен и Уйгарак), то есть в более ранних памятниках по сравнению с анало-гичными на Южном Урале, и восходят они к эпохе бронзы Средней Азии (Вишневская О. А., 1973, с. 60-69,127-128; Толстов С. П., Итина М. А., 1966, с. 152-157;).

Заключение:

Начиная с ранней бронзы, население исследуемых регионов, было одно-родным и принадлежало к андроновской историко-этнографической общно-сти. По всем археологическим и палеоантропологическим данным исследуемых территорий достаточно ясно прослеживается генетические кор-ни, которые связывают сакское население с предшествующим населением эпохи бронзы, а контакты населения этих регионов, связаны с системой ме-ридиональных сезонных перекочевок.

Такая близость погребальных памятников Южного Зауралья, Центрально-го и Северного Казахстана, Приаралья и других территорий так же базирует-ся, по мнению А. Д. Таирова (2007; 2003а, 2003б), на общих путях расселения в конце VIII в. до н.э. родственных групп кочевников, выходцев из районов Северного и Северо-Западного Китая (Восточного Туркестана) и Монголии - через Джунгарские ворота и долину Черного Иртыша, вдоль предгорий Алтая в Центральный и Северный Казахстан и далее в степи Южного Зауралья и Восточное Приаралье. Общим для всех этих групп переселенцев, освоивших пространства от северо-западных предгорий Алтая до восточных отрогов Уральского хребта, было широкое использование камня для возведения вне-могильных конструкций - кольцевые или прямоугольные выкладки и ограды, каменные панцири над земляной насыпью, каменные наброски, вымостки и т.п. Общим было и положение умерших - вытянуто на спине при разнообраз-ной ориентировке, но преимущественно в северный или западный сектор. Вероятно, неоднородный состав переселенцев обусловил разнообразие по-гребальных сооружений - простая грунтовая яма (основной тип погребальной камеры), каменный ящик, могильная яма с подбоем и другие.

Похожие работы на данную тему