Неналоговые доходы федерального бюджета и пути обеспечения их роста

Название работы: Неналоговые доходы федерального бюджета и пути обеспечения их роста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Экономическое содержание неналоговых доходов бюджетов Российской Федерации» 5

1.1 Сущность неналоговых доходов, понятие и их классификация. 5

1.2 Роль неналоговых доходов в структуре Федерального бюджета и их место в бюджетной системе Российской Федерации. 16

Глава 2. Анализ действующего порядка администрирования, планирования и прогнозирования неналоговых доходов бюджета 22

2.1 Порядок администрирования неналоговых доходов бюджета 22

2.2 Порядок планирования и прогнозирования доходов бюджета 31

2.3.Методы мобилизации неналоговых доходов бюджета, используемые на практике органами исполнительной власти 40

Глава 3. Основные направления совершенствования планирования, прогнозирования и администрирования неналоговых доходов бюджета. 50

Заключение 57

Список использованной литературы 60

Приложение 65

Выдержка:

Введение:

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоя¬нию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побу¬ждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государствен¬ного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.

Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Динамика поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет постоянно находится в движении, с каждым годом увеличивается их удельный вес в системе источников наполнения федерального бюджета. Данное положение формирует актуальность и новизну темы исследования.

Объектом и предметом исследования данной работы являются неналоговые доходы федерального бюджета РФ, порядок планирования, прогнозирования и администрирования неналоговых доходов федерального бюджета. Указанные положения раскрыты в первой и второй главе работы. Кроме того, для привязки и более конкретного анализа природы неналоговых доходов федерального бюджета рассмотрена деятельность Росимущества, с акцентом на осуществления данной структурой своих функций по наполнению федерального бюджета.

Глава 3:

Анализ динамических рядов поступления доходов в федеральный бюджет на территории области показал, что в динамическом ряде наблюдается сильная линейная зависимость и подтверждается правомерность применения нами линейного моделирования и построения на их основе показателей формирования доходной части федерального бюджета на территории региона в среднесрочной перспективе. Практическое моделирование доходной составляющей федерального бюджета учитывает существенное влияние сезонных колебаний.

Высокий коэффициент детерминации R2 свидетельствует о значимости линейной модели тренда, то есть поступление доходов в федеральный бюджет на 93% определяется значениями временных показателей и лишь на 7% — другими факторами. Сравнение коэффициента детерминации (R2 = 89%) модели, построенной без учета влияния сезонных колебаний, с вышеприведенными данными свидетельствует о том, что выделение сезонных компонент улучшает качество построенной модели, а следовательно, и точность прогнозирования.

Использование методов экономико-математического моделирования позволяет УФК по Кировской области ежегодно получать достоверные данные прогнозного характера о формировании доходной составляющей федерального бюджета на территории региона. Соотношение фактических поступлений за 2006 год к прогнозируемым годовым поступлениям 2006 год составило 102%.

Достаточно хорошими является результаты прогнозирования в разрезе основных налогов, минирующих доходную часть федерального бюджета на территории Кировской области. Соотношение фактических поступлений за 2006 год к прогнозируемым годовым поступлениям па : год составило: НДС — 100%, акцизы — 92%, налог на прибыль - 100%.

Необходимо отметить, что на конечный результат прогнозирования оказывают влияние различные факторы. Поэтому чем полнее будет выполнен анализ базы данных, имеющейся в распоряжении аналитика, тем точнее и достовернее будет получен результат при проведении расчетов. Учет влияния факторов на конечный результат прогнозирования поможет достичь главной цели — получения достоверных результатов. Окончательное прогнозирование, например, необходимо корректировать с учетом перехода на новые условия формирования доходной части федерального бюджета на очередной финансово-бюджетный год, а также учитывать влияние сезонных колебаний и, возможно, мнений экспертов при наличии таковых. Основываясь на накопленном опыте работы в проведении расчетов при прогнозировании, можем сказать, что реализация на практике модели прогнозирования позволяет:

• получать па основе научно обоснованных методов расчета достоверные данные прогнозного характера о формировании доходной составляющей федерального бюджета на территории области в будущих периодах;

• обеспечивать достоверной информацией о состоянии и потенциале доходной составляющей федерального бюджета па территории субъекта РФ исполнительные, законодательные органы и другие структуры, ответственные за разработку на подведомственной территории регионального прогноза социально-экономического развития области;

• осуществлять контроль и прогнозирование доходов и расходов, контролировать и планировать денежные потоки, отслеживать фактическое выполнение;

• обеспечивать Министерство финансов РФ ценной информацией для осуществления свое временного и в полном объеме финансирования расходов федерального бюджета;

• принимать обоснованные решения, направленные на повышение эффективности использования финансовых ресурсов, оценивать результаты принятых решений; четко выполнять объявленные бюджетом и ожидаемые инвестором обязательства, тем самым создавая положительный вектор стабилизационного развития экономики как на уровне Российской Федерации в целом, так и субъекта РФ в частности.

Вместе с тем, имеется ряд недостатков в системе формирования неналоговой части доходов бюджетов, искореняя которые возможно повысить и усовершенствовать данную долю таких доходов в бюджетах всех уровней. Так, городская и земельная рента активно применяются во многих странах мира и являются достаточно весомой добавкой к бюджетам муниципальных образований. В нашей стране она, к сожалению, не применяется в связи с тем, что местные органы власти пока лишены права самостоятельно устанавливать виды налогов. Не менее проблематичным в нашей стране является и применение штрафов, поскольку установлением их видов и размеров занимаются органы государственной власти. Подобная практика приводит к тому, что штрафы (особенно взимаемые с граждан) практически не применяются, так как исчезает заинтересованность в них органов местного самоуправления.

Заключение:

Целью данной работе было попытаться проанализировать неналоговые доходы государственного бюджета РФ в условиях рыночной экономики. Какой же можно сделать вывод? Как изменилось формирование неналоговых доходов на современном этапе?

Структура неналоговых доходов государственного бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками неналоговых доходов являются доходы от государственной собственности, административные сборы и платежи. Их удельный вес в структуре неналоговых доходов государственного бюджета занимает в среднем 30% и 27% соответственно.

Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов. В целом растёт роль неналоговых доходов в доходной части бюджета. Это просматривается по динамике структуры доходов государственного бюджета. В процентном отношении неналоговые доходы за 2001 – 2005 года увеличились с 5,3% до 6,7%

Российская Федерация вступает в XXI век в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в РФ требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.

В частности, в области формирования неналоговых доходов можно предложить следующее:

1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

Похожие работы на данную тему