Особенности использования механизма франчайзинга на предприятиях питания (кандидатская диссертация Матыцина Д. А.)

Название работы: Особенности использования механизма франчайзинга на предприятиях питания (кандидатская диссертация Матыцина Д. А.)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Маркетинг

Страниц:

217 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития и формирования

франчайзинга 12

и

f 1.1. Сущность франчайзинга в системе экономических

отношений 12

Щ 1.2. Формы связи современных видов и методов франчайзинга 34

Ц 1.3. Правовые аспекты развития франчайзинга в системе

I законодательного регулирования деятельности предприятий.... 52

?? Глава 2. Анализ условий реализации управленческих и финансовых

>\ аспектов в организации механизма франчайзинга 67

\ 2.1. Особенности организации франчайзинговой модели

' хозяйствования на предприятиях питания 67

2.2. Анализ организационно-управленческих структур

франчайзинговых предприятий питания 84

2.3. Формирование взаимоотношений в рамках финансовой струк¬

туры франчайзинговой системы предприятий питания 107

Глава 3. Перспективы распространения механизма франчайзинга в

сфере общественного питания 128

3.1. Роль финансовых и управленческих технологий в процессе

организации, становления и расширения франчайзинговой

сети предприятий питания 128

3.2. Классификация, систематизация и внедрение франчай¬

зинговой модели организации бизнеса на предприятиях

общественного питания 149

3.3. Новые механизмы применения франчайзинга в сфере

общественного питания 164

Заключение 179

Список использованных источников 187

Приложение 1 196

Приложение 2 199

Приложение 3 207

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования обуславливается глобализацией мировых экономических процессов, влекущей ужесточение конкуренции на внутренних рынках за счет присутствия на них не только национальных, но и иностранных производителей. При этом распространение и укрепление экономических связей приводит к необходимости «глобализации» и самих предоставляемых товаров и услуг посредством гарантированного качества марки вне зависимости от локальности ее распространения. Данная тенденция развития экономического пространства реализуется в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау, а также формировании франчайзинговых сетей.

Франчайзинг представляет собой высокоэффективную форму

организации деятельности, характеризующейся низким уровнем риска и

обладающей стабильным уровнем прибыльности. При этом он выступает

как форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе

которого крупная компания предоставляет индивидуальному

предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на

производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг

под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на

срок и условиях, определенных договором. Франчайзинг является

перспективной деловой моделью для предприятий сферы услуг, и в

частности предприятий общественного питания, где большое значение

i имеет контроль и унификация технологических, производственных и

административных процессов.

В ресторанах высокого класса, бизнес-стратегия которых строится на уникальности предлагаемых услуг и, вследствие этого, их высокой стоимости, использование франчайзинга вряд ли будет эффективным. Однако значительно больший сегмент (95%) рынка общественного

питания, включающий в себя предприятия быстрого обслуживания, кафе, рестораны и бары среднего класса, предприятия, предоставляющие услуги кейтеринга (банкеты, «обеды в офис» и т.п.) и обслуживания закрытых контингентов (школьные столовые), может повысить эффективность своей деятельности за счет применения франчайзинговой модели организации своей деятельности.

Центральной проблемой деятельности предприятий питания является обеспечение гарантированного качества предоставляемых услуг, связанного с санитарно-гигиеническими и технологическими требованиями производственного процесса и обслуживания. В данном случае, франчайзинг как модель организации бизнеса представляет собой удачное решение, т.к. франчайзинговое предприятие питания предполагает наличие фиксированных норм как процесса приготовления блюд, так и процесса их хранения и реализации потребителю. Свидетельством успешности франчайзинговых предприятий в сфере общественного питания является обилие предприятий, использующих данную стратегию как на глобальном, так и на национальном рынках. Примером этому может служить деятельность Макдональдс, Даллас Бюргер, Баскин Роббинс, КФЧ, Росинтер и т.д.

Глава 3:

Помимо этого для повышения эффективности деятельности организации франчайзера предлагается сформировать на базе его подразделений бизнес-единицы, которые должны на ряду с основной деятельностью оказывать услуги сторонним организациям и тем самым повышать уровень рентабельности всей франчайзинговой системы. Такие подразделения франчайзера, как отдел логистики, маркетинга и другие вполне способны предложить рынку свои услуги по конкурентной цене. Причем ценность данных услуг будет определяться успешностью функционирования франчайзинговой сети, в которой они работают. Наряду с этим в качестве перспективного направления совершенствования механизма франчайзинга нам видится расширения франчайзинговой сети в рамках той отрасли, в которой она работает. Для франчайзера, функционирующего в сфере

176

общественного питания, можно рекомендовать следующие направления: организация питания в учебных заведениях; разработка кейтеринговой услуги (организация выездного обслуживания различных мероприятий, организация питания в закрытых контингентах); организация питания на; организация различных массовых и зрелищных мероприятий; организация специализированного питания.

В заключение отметим, что основные направления развития механизма франчайзинга будут заключаться в предоставлении франчайзеру возможностей быстрого расширения сети при минимальных затратах. Данный процесс будет проявляться на глобальном уровне, развиваясь в сторону повышения места и роли, с одной стороны, фран-чайзи, а с другой — гос. органов и антимонопольного законодательства.

Таким образом, перспективы распространения механизма фран¬чайзинга в сфере общественного питания находятся в сфере выработки новых механизмов, обеспечивающих повышение эффективности, рентабельности предприятий питания, а также влияния франчайзинга как особого структурирующего института на взаимоотношения субъектов, хозяйствующих в сфере общественного питания.

Сетевая структура всех франшизных систем позволяет надеяться, что их распространение в российском малом бизнесе приведет к росту стабильности в целом. Как уже отмечалось, сеть обладает интересным свойством. Она стимулирует участников к росту, не увеличивая орга¬низации, а создавая новых операторов сетей, имеющих одного владельца. Эта особенность, как и принадлежность к сети в целом, существенно снижает риск для оператора, создавая, с одной стороны, условия для взаимной поддержки внутри сети и, с другой стороны, переводя конкуренцию в борьбу команд, вместо единоличного противоборства.

Разумеется, франшиза не дает никаких гарантий успеха начинающему бизнесмену. Но присоединение к уже известной действующей системе позволяет снизить чисто психологический барьер, страх перед началом нового дела. Существенно уменьшается риск провала,

часть его перекладывается на правообладателя, который не заинтересован в негативной рекламе. Начинающий предприниматель получает поддержку со стороны других участников сети.

При создании российской системы франчайзинга следует иметь в виду, что франчайзинговая сеть состоит главным образом из малых предприятий. Это означает, что человеческий фактор играют в ней очень большую роль. Российский предприниматель сильно отличается от западного или восточного. У него свои взгляды, намерения, традиции ведения бизнеса. К тому же нужно учесть, что Россия — многонациональная страна, и с началом перестройки культурные и местные факторы начали играть значительно большую роль в организации и управлении, чем в предыдущий период. Поэтому так же, как и во многих других моментах, прямое заимствование зарубежного опыта вряд ли приведет к успеху. Само сообщество российских предпринимателей с учетом международного опыта должно выработать окончательные решения. По-видимому, большая роль в этом принадлежит созданной недавно Российской ассоциации франчайзинга.

Заключение:

Современные тенденции развития экономического пространства выражаются в ужесточению конкуренции между субъектами экономи¬ческих отношений. Это происходит по нескольким причинам, одни из которых связаны с эволюцией внутренней среды предприятия, другие же в качестве своего источника находят внешнюю среду, и, особенно, возрастающую роль государства, как регулятора макропроцессов. В связи с этим как модель, способную обеспечить оптимальное функционирование и развитие предприятий в современном экономическом пространстве, пред¬лагается использовать франчайзинговую систему организации бизнеса.

Существуют разнообразные формы франчайзинга, выбор каждой из которых зависит не только от вида финансово-хозяйственной деятельности, стабильности франчайзера и его места на определенном рынке товаров и услуг, но и от особенностей рынка местного оператора — франчайзи. При этом структура отношений франчайзинга определяется избираемым его видом.

На предприятиях массового питания предпочтительнее использовать деловой франчайзинг, так как в отличие от других видов, деловой франчайзинг позволяет наиболее точно регламентировать всю деятельность предприятия, начиная с инструкций персоналу и заканчивая стратегией развития франшизной сети. При деловом франчайзинге бизнес организовывается по определенной модели, идет полное копирование формата франшизного предприятия. При этом возможность появления ошибки или риска минимальна, так как, в данном случае, передается не просто свод правил и инструкций, а проверенная на практике концепция бизнеса.

Однако, на пути к реализации этой модели бизнеса много сложностей и препятствий. И первая из них — несовершенство законодательства. Российское законодательство не является стимулирую-

179

щим и поддерживающим франчайзинг, а в некоторых аспектах — даже препятствует его развитию.

Франчайзинг фигурирует в законе под именем коммерческой концессии (гл. 54, ст. 1027-1040, ГК РФ). Кроме этой главы больше нет никаких других нормативных документов, причем сама глава не соответ¬ствует современным требованиям и нормам ведения бизнеса в России.

Рассматривать отношения франчайзинга можно на основании ряда положений Кодекса:

- одна из сторон, правообладатель, предоставляет другой стороне,

пользователю, комплекс исключительных прав, в том числе фирменное

наименование и/или коммерческую информацию (ст. 1027, п. 1 ГК РФ).

- пользователь использует деловую репутацию и коммерческий

опыт правообладателя в определенном объеме, на определенной

территории (по договоренности), в определенной сфере: продаже товаров,

выполнении работ, оказании услуг (ст. 1027, п. 2 ГК РФ).

- пользователь выплачивает правообладателю вознаграждение в

форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений

от выручки или наценки на оптовую цену товаров (ст. 1030 ГК РФ).

Похожие работы на данную тему