Введение:
Роль фондового рынка в системе экономических отношений по праву занимает одно из ведущих мест. Фондовый рынок в экономике страны определяется исторически сложившимися условиями кредитной системы, доли акционерных компаний в производстве ВНП, степенью рассредоточения собственности на ценные бумаги. А также - значением инструментов фондового рынка как объекта размещения капитала, развитостью рынка и участием финансовых институтов в его обороте. Основными функциями фондового рынка являются:
- перераспределение денежных средств между отраслями и
сферами рыночной деятельности;
- перевод сбережений, прежде всего домохозяйств, из
непроизводственной в производственную сферу;
- финансирование дефицита государственного бюджета на
не инфляционной основе и др.
Современный фондовый рынок в России начал создаваться
сравнительно недавно. Поэтому структура фондового рынка
претерпевает постоянные изменения в связи с развитием
институтов рынка ценных бумаг. Институционализм, являясь
теорией, ориентированной на построение модели рынка
вообще и фондового рынка в частности, по мнению автора,
наиболее приемлем для изучения развивающегося рынка
ценных бумаг в России. В центре этой теории находятся
институты, «создаваемые людьми рамки, которые
структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия» [73стр.25].
Структура современного фондового рынка включает в себя, по крайней мере, три основных элемента:
4
- нормативная база, регулирующая взаимоотношения на
фондовом рынке;
- организации и субъекты фондового рынка;
- инструменты фондового рынка.
С точки зрения институциональной экономики, главным звеном во взаимоотношениях на рынке ценных бумаг, являются нормы, или создаваемые людьми рамки, нововведения. Поэтому рассматривать структуру фондового рынка в современной России целесообразно через призму экономико-правовых норм (формальных и неформальных рамок), сложившихся в обществе. В конечном итоге, именно существующие и создаваемые экономико-правовые нормы определяют развитие (или стагнацию) двух других элементов структуры фондового рынка.
Глава 2:
Автор предлагает альтернативный вариант программы развития рынка ценных бумаг в Ярославском регионе. Положения программы строятся, исходя из трехуровневой модели фондового рынка.
1. Первоочередные задачи по подготовке к созданию организованного рынка ценных бумаг в Ярославской области.
- Обязать акционерные общества привести регистрацию в соответствии с законодательством РФ (в этот пункт входит регистрация предприятий в соответствии с
156
нормативными требованиями, регистрация выпусков и эмиссий ценных бумаг, правильное ведение реестра);
-Аттестация представителей государства, работающих на предприятиях, с акциями (долями участия), находящимися в собственности государства;
-Анализ финансового состояния предприятий, акции (доли участия) которых находятся в собственности государства;
-Анализ финансового состояния предприятий должников, находящихся или способных оказаться на грани банкротства;
-Оценка реальной капитализации предприятий.
2. Создание инфраструктуры фондового рынка в Ярославском регионе.
- Создание инфраструктуры торговли региональными
ценными бумагами. (Подразумевается создание
некоммерческой фондовой площадки. Это позволит оценить
рыночную стоимость ценных бумаг региональных
предприятий);
- Создание центра по обучению и аттестации
руководителей, специалистов предприятий и компаний,
выходящих или уже работающих на фондовом рынке;
- Приведение к единому стандарту годовых отчетов о
деятельности предприятий. (Осуществление контроля за
исполнением этого пункта на этапе развития необходимо);
-Рекламно-имиджевая кампания в области фондового рынка, при обеспечении информационной прозрачности.
- Создание отделов по работе с ценными бумагами на
крупных предприятиях. (Не только для осуществления
контроля по защите прав акционеров и инвесторов, но и
157
для разработки и выполнения программ привлечения средств с фондового рынка.)
- Создание саморегулируемых организаций для
совместной работы с государственными органами
регулирования.
3. Работа по развитию и расширению количества
инструментов фондового рынка.
- Помощь при подготовке выпусков ценных бумаг
предприятий (прежде всего это должно исходить от
региональных отделений ФКЦБ);
- Проведение образовательной работы по повышению
квалификации участников фондового рынка (проведение
семинаров, конференций и т.д. с участием представителей
участников фондового рынка);
- Проведение грамотной дивидендной политики на
предприятиях с государственной долей собственности.
4. Контроль за исполнением законодательства на
фондовом рынке.
Данная программа призвана обеспечить развитие
фондового рынка в Ярославском регионе. Но создание
комплексной модели развития фондового рынка в России
должно осуществляться на всех трех уровнях
(федеральном, субъектов федерации, региональном). И региональная политика в развитии фондового рынка должна идти во всех регионах, так как в отдельности этого сделать нельзя.
Заключение:
Российский фондовый рынок на сегодняшний день находится в постоянном развитии. Существует еще множество проблем, которые предстоит решать для дальнейшего развития фондового рынка. Институциональная структура рынка ценных бумаг, как показывает практика, еще не достаточно развита. Структура современного . фондового рынка включает в себя, по крайней мере, три основных элемента: организации и субъекты фондового рынка; нормативная база, регулирующая взаимоотношения на фондовом рынке; инструменты фондового рынка. Именно эти направления были проанализированы в данной работе.
В дипломном исследовании дается обоснование новой периодизации становления организационно-экономического механизма фондового рынка в переходной экономике РФ: до кризиса 1998г. - деятельность на фондовом рынке согласно временным правилам и нормам, обеспечение условий для функционирования лишь ограниченного числа видов ценных бумаг; после кризиса 1998г. - создание новых институтов организационной структуры фондового рынка. Для развития фондового рынка необходимо развитие нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям участников рынка ценных бумаг. Не должны существовать и приниматься нормы-противоречия, которые приводят к дисбалансу взаимоотношений на фондовом рынке и размытости регулирующих и контролирующих полномочий.
Предложенная авторская институциональная модель взаимоотношений субъектов рынка ценных бумаг, в условиях существования обширного теневого рынка и функционирования на нем групп лоббирования и
159
аффилированных лиц, показывает, что в России существуют
препятствия для цивилизованного развития фондового рынка.
Поэтому для эффективного развития рынка ценных бумаг
предложено внести в известную структуру
• институциональных норм и правил еще одну составляющую -контроль, в том числе мониторинг происходящих событий, применение предупредительных мер по уменьшению риска, усилению защиты интересов институциональных инвесторов, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Для более широкого и повсеместного развития фондового рынка в России, автором предложена модель трехуровневой организационно-экономической структуры
. субъектов рынка ценных бумаг: на уровне федерального центра, крупных экономических регионов, регионов с учетом развития биржевого и внебиржевого секторов и формирования недостающих элементов - саморегулируемых организаций, филиалов, фондовых магазинов. Это позволит расширить спектр инструментов фондового рынка, увеличит число его участников и позволит региональным предприятиям выходить на организованный рынок ценных бумаг. Домохозяйства, тем самым, получат возможность альтернативного вложения средств в иностранную валюту и банковские вклады, что повысит привлечение инвестиций в экономику страны.