Развитие инновационного потенциала

Название работы: Развитие инновационного потенциала

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Инновационный менеджмент

Страниц:

160 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА 9

1.1. Социально-экономическая сущность

инновационного потенциала .. д

1.2. Методические подходы

к определению инновационного потенциала .18

1.3. Экономические противоречия

как источник развития инновационных процессов #30

1.4. Инновационный импульс развития

отношений собственности в рыночной экономике 39

Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 50

2.1. Проблемы становления инновационного рынка в России 50

2.2. Организационно-экономические аспекты

формирования инновационного потенциала ..60

2.3. Инвестиционный климат инновационных преобразований 70

Глава 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА 81

3.1. Методы стимулирования инновационных процессов ..81

3.1.1. Государственное регулирование

развития инновационного потенциала ..81

3.1.2. Рыночный механизм развития инновационного потенциала

субъектов индивидуального воспроизводства .93

3.2. Приоритетные направления развития

инновационно-активных форм хозяйствования . 106

3.2.1. ФПГ как прогрессивная форма инновационного развития 106

3.2.2. Место малого и среднего бизнеса

в развитии инновационного потенциала 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 136

ПРИЛОЖЕНИЯ 145

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Стабилизация и ускорение экономического роста

в нашей стране возможно лишь при качественном преобразовании потенциала хозяйствующих субъектов на основе широкого распространения инноваций. Необходимым условием осуществления глубоких структурных преобразований является достижение соответствия уровня и характера развития производительных сил новым производственным отношениям через переход к инновационному типу развития.

Проводимые экономические реформы выявили как преимущества, так

и недостатки рыночной системы. Было совершено немало ошибок, часть из

которых уже осознана. До недавнего времени преобладало мнение о том, что

развитие рыночных отношений само по себе обеспечит ускорение научно-

технического прогресса, структурную перестройку и преодоление

существующего технологического разрыва. Причем, тезис о

самодостаточности рынка в стимулировании инновационной активности

нашел свое практическое воплощение в нормативных и программных

документах Правительства РФ. На деле стихийный переход к рынку привел к

<<* нерегулируемому развалу существующего инновационного потенциала. В

этом году при разработке государственной экономической политики впервые

декларируется необходимость усиления внимания к развитию

инновационного потенциала страны. В 1998 г. принята государственная

I программа «Активизация инновационной деятельности в России», к которой

I присоединились регионы, заинтересованные в сотрудничестве по развитию и

f использованию своего инновационного потенциала. В программу входит

создание и поддержка инновационно-технологических центров с

технопарками, бизнес-инкубаторами и другими организационными

\ структурами инновационного бизнеса. В настоящее время мировой

\ инновационный рынок оценивается в 2 триллиона долларов, из которых на

долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии - 16%, России - около 0,3% [76].

<*♦ Ныне одной из главных тенденций развития передовых

макроэкономических систем является повышенное внимание к

инновационной деятельности, благодаря чему происходит ускорение перехода от одного технологического уклада к другому и успешное развитие отдельных национальных хозяйств.

В условиях становления рыночной экономики в России многие теоретики и политики различного уровня уже пришли к пониманию того, что одним из главных условий успешного развития нашего национального хозяйства и повышения конкурентоспособности отечественных товаров является переход к инновационному типу развития производства, формирование и развитие собственного инновационного потенциала. Осознание этого практиками привело к тому, что многие российские предприятия стали активно внедрять инновации с целью повышения эффективности хозяйствования. Этот процесс является затратным и сложно реализуемым по многим причинам, среди которых не последнее место занимает недостаточная методологическая разработка проблем развития отечественного инновационного потенциала.

Глава 3:

Известен широкий опыт министерств и ведомств РФ, когда бюджетные средства передаются коммерческим банкам-агентам для осуществления под контролем и управлением министерств, кредитно-финансовых операций с этими средствами. Например, средства, выделенные Правительством РФ для льготного кредитования малого предпринимательства, находились в "Онексим банке" и все инвестиционные программы, включая их анализ и реализацию, осуществлялись именно этим банком. Совершенно очевидно, что это очень правильное решение вопроса, так как банк по определению является кредитно-финансовым учреждением, имеющим для этого всю необходимую инфраструктуру, юридические права и кадры соответствующей квалификации. Поэтому кредитование малого предпринимательства в социальной сфере должно осуществляться у нас в области через банки-агенты (по отраслям), имеющие профессиональный отдел проектного инвестирования и утверждённый Законодательным Собранием области. Средства, выделенные на поддержку и развитие малого предпринимательства социальной сферы, банк-агент может капитализировать [37].

Процесс кредитования инноваций в малом бизнесе должен осуществляться по всем канонам инвестиционной деятельности, включающих: конкурс проектов, проведение тендера на закупку инноваций и т.д. В качестве залогового фонда при кредитовании должны выступать: средства бюджета, выделенные на поддержку и развитие малого предпринимательства, а также денежные потоки в банке-агенте от реализации товаров и услуг, кредитуемого субъекта предпринимательства.

Для того чтобы облегчить финансовое обеспечение малого инновационного предпринимательства, необходимо обратить внимание на следующее. Финансовая поддержка, субвенции должны быть гибкими, дифференцированными. Приоритетным должно стать стимулирование деятельности малых предприятий в сфере научных разработок, сфере высоких технологий. Необходимо усилить деятельность федеральных и региональных фондов поддержки малого предпринимательства на залогово-

128

гарантийном обеспечении перспективных предприятий. Вообще целесообразно переходить от прямого кредитования малого предпринимательств к гарантии. Возможно создание гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу малого отечественного бизнеса с учетом иностранного капитала. Перспективным инвестором малого предпринимательства должно стать крупное производство - промышленные гиганты. Государству необходимо всячески стимулировать такого рода финансирование, предоставляя льготные условия функционирования фондов, создаваемых для целей финансирования малого бизнеса крупными промышленными гигантами, с помощью субподрядных, контрактных, арендных отношений. В результате возросла бы конкуренция между малыми предприятиями за контракты с корпорациями [53]. Совсем недавно был создан Вологодский областной фонд поддержки малого предпринимательства по лизингу, являющийся агентом «Московской лизинговой компании», в рамках программы поддержки и развития малого бизнеса, который предоставляет предпринимателям автотранспорт с рассрочкой оплаты на срок до трех лет.

За последнее время ситуация в сфере малого и среднего предпринимательства существенно не изменилась. Причиной тому недальновидная политика на федеральном уровне и в большинстве регионов. Это звено само по себе надо рассматривать как инновационное, поскольку ее содержанием выступает реализация новых факторов производства и обращения, неосвоенных крупным производством [92].

Специфика инновационной деятельности такова, что наиболее эффективной формой создания инновационного продукта является малый и средний бизнес, поэтому государство должно поддерживать это направление. Крупное производство остается основой экономики, а малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой, обязательной частью рыночного механизма и основным источником создания новшеств. Только при паритетном взаимодействии перечисленных субъектов рыночных отношений и их взаимосвязь через звенья инновационной инфраструктуры возможно перспективное развитие инновационного потенциала страны.

Заключение:

Инновационный потенциал - сравнительно новое понятие как в экономической теории, так и в научно-технической, производственно-технологической, финансово-экономической и административной сферах деятельности. Реализация потенциальных возможностей инноваций основана на использовании интеллектуального капитала в совокупности со всеми остальными экономическими ресурсами. Уровень развития инновационного потенциала отдельного субъекта хозяйствования определяет его место в системе экономических отношений в процессе удовлетворения потребностей общественного производства. Как было показано в настоящей диссертации, из анализа, проводимого с рыночной точки зрения, следует, что для оптимизации инновационного потенциала характерны следующие проблемы и пути их разрешения.

Во-первых, налицо разрыв связей в системе «наука - технология -экономика — образование». На первой стадии не разработан методологический базис и методические подходы к определению инновационного потенциала. В диссертации дана комплексная трактовка исследуемого понятия, определяющая инновационный потенциал как совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности (освоения, разработки, внедрения новации) в рамках определенного субъекта хозяйствования. Следовательно, с политэкономической точки зрения инновационный потенциал представляет собой отношение между людьми, складывающееся по поводу создания, разработки, апробации, внедрения, производства и потребления нового товара (новации) при использовании определенного набора экономических ресурсов. Для развития инновационного потенциала необходимо наличие определенного количества ресурсов, т.к. недостаточное количество какого-либо из них не компенсируется избытком другого ресурса, например, недостаточность финансирования, не компенсируется большим количеством изобретений.

Похожие работы на данную тему