Контрабанда как таможенное преступление

Название работы: Контрабанда как таможенное преступление

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Таможенное право

Страниц:

274 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. История уголовного законодательства России

об ответственности за таможенные преступления 17

§ 1. Исторические этапы развития ответственности за таможенные пре¬

ступления по российскому законодательству досоветского периода 17

§ 2. История развития уголовного законодательства об ответственности

за таможенные преступления советского и постсоветского периода 42

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды как

таможенного преступления 62

§ 1. Понятие объекта контрабанды. Место контрабанды в системе тамо¬

женных преступлений 62

§ 2. Предмет контрабанды и его роль в квалификации преступления 95

§ 3. Особенности квалификации преступления, предусмотренного

ст. 188 УК РФ, по объективной стороне 130

§ 4. Субъективные признаки и субъект контрабанды 168

§ 5. Соотношение контрабанды и смежных с ней составов преступлений... 197

Глава 3. Вопросы совершенствования уголовного законодательства

об ответственности за контрабанду 216

Заключение 235

Приложение 241

Библиография 243

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования. Проводимые в Российской Федерации экономические реформы, конституционное закре¬пление свободы экономической деятельности вызвали глубинные социаль¬но-экономические преобразования в обществе и обусловили, в частности, необходимость радикальных изменений в механизме регулирования госу¬дарственной внешнеторговой деятельности.

Уголовное право, являясь эффективным механизмом социального ре¬гулирования, с его специфическими средствами и методами воздействия призвано защищать интересы личности, государства и общества. Одним из приоритетных направлений такой защиты являются участники экономиче¬ских отношений.

В современных условиях развития страны, где теневая экономика стимулирует ежегодный прирост преступлении в сфере внешнеэкономиче¬ской деятельности, наиболее актуальными проблемами остаются незакон¬ные импортно-экспортные операции с сырьевыми ресурсами, вывоз из Рос¬сии за границу стратегического сырья, валютных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей. Эти правонарушения наносят серьезный урон экономической безопасности страны. Одним из наиболее важных средств влияния на эту ситуацию является уголовно-правовое регулирова¬ние, обеспечивающее борьбу с наиболее опасными деяниями в сфере эко¬номической деятельности — таможенными преступлениями, которые обла¬дают исключительно высокой степенью общественной опасности.

Необходимо отметить, что проблемы борьбы с таможенными преступ¬лениями вызывали и вызывают интерес со стороны ученых-юристов. В ос¬новном ими исследовались вопросы уголовной ответственности за контра¬банду. С введением «новых» составов преступлений, входящих в относи- тельно самостоятельную группу таможенных преступлений, появились по-

4

пытки и их освещения. Литература, посвященная анализу нового уголовного законодательства об ответственности за контрабанду и другие таможенные преступления, сравнительно немногочисленна. В ней большинство ученых-правоведов не ставят под сомнение обоснованность криминализации деяний, перечисленных в статьях 188-190, 193 и 194 УК РФ. Однако нормы об ответ¬ственности за указанные преступления, кроме контрабанды, «новые» в Осо¬бенной части УК РФ и недостаточно широко применяются. Если по России в 1999 г. по ст. 188 УК РФ зарегистрировано 3982 преступления, в 2000 - 4371, в 2001 - 3860, то по ст. 189 УК РФ - 9, в 2000 и 2001- 0, по ст. 190 УК РФ со¬ответственно 2, 1 и 0, 193 УК РФ - 171, 232, 224 и по ст. 194 УК РФ - 1087, 1363 и И18 преступлений1.

Глава 3:

Предлагаю включить в указанное Постановление Пленума Верховного Суда положение об определении момента окончания контрабанды. В нем це¬лесообразно указать, что «контрабанду следует считать оконченным преступ¬лением с момента фактического незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации указанными в ст. 188 УК РФ способами, независимо от их ввоза или вывоза. Действия лица, направленные на вывоз товара и иных предметов совершенные до предъявле¬ния декларации, оценивать как приготовление, а предъявление таможенной декларации - как покушение на контрабанду».

Кроме того, как отмечалось при исследовании субъективной стороны, целесообразно включить в ч. 2 ст. 25 УК РФ осознание не только обществен¬ной опасности деяния, но и его «противоправности», что способствовало бы более успешной борьбе с контрабандой.

Следовательно, вопросы совершенствования законодательства о кон¬трабанде на сегодняшний день актуальны, однако одними мерами уголовного закона проблемы борьбы с контрабандой решить невозможно, поскольку тре¬буется комплекс различных мер и организационно-управленческих решений.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Нормы о контрабанде и иных таможенных преступлений, образующие

группу уголовно-правовых норм в действующем Уголовном кодексе, в слож¬

ных нестабильных социально-экономических и политических условиях в це¬

лом адекватно отражают потребности уголовного правового регулирования в

сфере внешнеэкономических отношений.

2. Вместе с те, правовая норма об ответственности за контрабанду имеет

234

конструктивные недостатки и подлежит совершенствованию. Также целесо¬образно устранить разногласия между законодательными положениями об¬новленного административного, таможенного права путем использования единообразной терминологии, которая способствовала бы правильному тол¬кованию закона и применения его в практической деятельности.

3. На данном этапе осознается необходимость совершенствования не только уголовно-правовой нормы о контрабанде, но всего блока таможенных норм, для чего необходимо объединить усилия законодателя, ученых и прак¬тических работников в законотворческом процессе. Вместе с тем одними уго¬ловно-правовыми мерами невозможно разрешить существующую проблему, требуются комплекс социальных и политических мер, принимаемых на госу¬дарственном уровне и направленных на борьбу с преступностью, в том числе и контрабандой.

Заключение:

Проведенное научное исследование и изучение практики правоприме¬нительных органов позволили сформулировать некоторые наиболее значимые выводы, предложения и рекомендации по вопросам совершенствования уго¬ловно-правовой нормы о контрабанде.

1. Контрабанда известна российскому законодательству еще со времен

Древней Руси. Этот вид преступной деятельности первоначально рассматри¬

вался как правонарушение, а в более позднее время за него была установлена

уголовная ответственность. Особенностью контрабанды является то, что она

во многом зависит от исторических условий, политической обстановки, эко¬

номической системы, уголовной политики государства. В современном уго¬

ловном законодательстве контрабанда как преступление занимает прочное ос¬

новное место в группе таможенных преступлений. Уголовно-правовая норма

об ответственности за контрабанду, а также новеллы об иных таможенных

преступлениях обладают общими конструктивными признаками, что позволи¬

ло провести их теоретическое обобщение и проанализировать как самостоя¬

тельную, обладающую определенной спецификой группу. Именно особые

свойства объекта посягательства, единый родовой объект, объединяющий их

видовой объект - законодательно урегулированная деятельность таможенных

органов, позволили объединить преступления, предусмотренные статями 188,

189, 190, 193 и 194 УК РФ, в относительно самостоятельную группу. Отнесе¬

ние контрабанды долгие годы к группе государственных преступлений можно

расценить как ошибочное решение законодателя, которое было исправлено в

настоящем Уголовном кодексе.

Похожие работы на данную тему