Введение:
Бухгалтерский учет – основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления процессами производства и продажи продукции – способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.
В настоящее время в рыночной экономике России действуют различные виды организаций. Необходимость адаптировать бухгалтерский учет и отчетность к требованиям новой для нас экономики влекла за собой преобразование всего учета в более оперативную, не обремененную громоздкими регистрами, доступную информационно-управленческую систему.
В результате существенным изменениям подверглись теоретические и методологические основы бухгалтерского учета, а именно: содержание бухгалтерского учета, его объекты, основные задачи.
Все это потребовало принятия новых нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также Плана счетов (утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н), ориентированных на международные стандарты финансовой отчетности, но учитывающих специфику российского бухгалтерского учета.
В международной практике бухгалтерский учет рассматривается как важный инструмент успешного предпринимательства. Данные бухгалтерского учета служат базой для принятия многих экономических решений как внутри организации, так и за ее пределами многочисленными пользователями рынка учетной финансовой информации.
Полноправными участниками экономической жизни страны являются и организации, относящиеся к сфере общественного питания. Перемены, происходящие в экономике России, затрачивают в полной мере и эту сферу: рестораны, кафе, столовые, закусочные и т.д.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение организации бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания: его особенности.
В выпускной квалификационной работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся организации бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания на примере конкретной организации: закусочной ООО «Старый мост».
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются особенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания, а также нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Вторая и третья главы выпускной квалификационной работы непосредственно связаны с изучением организации и ведения бухгалтерского учета в общественном питании.
Глава 3:
В настоящее время определение и группировка расходов в целях бухгалтерского учета осуществляется в данной организации на основании Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. №33н), а в целях налогообложения налогом на прибыль – на основании главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» при формировании расходов по обычным видам деятельности ООО «Старый мост» должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
• материальные затраты, здесь отражается стоимость материальных ресурсов: сырья, полуфабрикатов, товаров – которая формируется исходя из цен приобретения (без НДС);
• затраты на оплату труда охватывает затраты на оплату труда производственного назначения, включая премии за производственные результаты, а также затраты на оплату труда состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности;
• отчисления на социальные нужды – отражает все обязательные отчисления по установленным законодательством нормам. Они начисляются с сумм затрат организации на оплату труда работников, которые были включены в себестоимость продукции (по элементу «Затраты на оплату труда»);
• амортизация – отражается сумма начисленной амортизации производственных основных средств;
• прочие затраты, сюда относятся налоги, сборы, платежи, затраты на оплату труда процентов по полученным кредитам, оплату услуг связи, банков, информационных услуг и т.д.
Таким образом, сумма затрат по экономическим элементам определяет общий объем затрат, произведенных организацией за отчетный период на производство и сбыт продукции.
Но для эффективного управления организациям общественного питания необходимо знать размер затрат, определяющих себестоимость выпущенных из производства готовых изделий – блюд и полуфабрикатов.
В основе определения себестоимости продукции в ООО «Старый мост» лежит калькуляция, с помощью которой исчисляется продажная цена изделий.
Калькуляция стоимости блюд данной организации на основании нормативов, установленных сборниками рецептур.
Эти сборники являются нормативными документами, в них указаны расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приводится технология их приготовления.
Заключение:
Все остальные издержки производства и обращения, входящие в состав затрат предприятий общественного питания, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
Это не дает возможности по данным учета установить отдельно размер издержек производства и издержек обращения на предприятиях общественного питания.
Финансовый результат от реализации в ООО «Старый мост» формируется на счете 90 «Продажи». При этом по кредиту субсчета 1 «Выручка» отражается непосредственно поступающая выручка, а по дебету субсчета 2 «Себестоимость продаж» учитывается покупная стоимость реализованных товаров и расходы.
Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчету 90-2 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный месяц.
На основе изучения организации бухгалтерского учета в ООО «Старый мост», можно сделать вывод, что он в целом соответствует предъявляемым требованиям: первичные документы составляются своевременно и в полном объеме, заполняются все необходимые реквизиты; синтетический учет осуществляется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета; разработан приказ об учетной политике организации; отчеты составляются своевременно и верно. Тем не менее, можно сформулировать отдельные предложения по совершенствованию учета.
В частности:
• при разработке учетной политики необходимо составить и приложить к ней рабочий план счетов;
• разработать график документооборота, вести контроль его исполнения;
• выделить в учетной политике отдельным пунктом налоговую политику;
• внедрить полную механизацию учета.
• описать подробно порядок расчета определения финансового результата от реализации продукции для целей налогообложения;
• установить порядок хранения бухгалтерских документов на предприятии.
Помимо этого, на наш взгляд, необходимо разработать следующие мероприятия и установить пути их реализации:
• обеспечить увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции собственного производства;
• установить строгий контроль за сохранностью выпускаемой продукции и запасов сырья;
• обеспечить контроль за поступлением денежной выручки в кассу предприятия и сдачей ее в банк;
• автоматизировать бухгалтерию специализированной программой по учету в общественном питании.
Для лучшей организации расчетов необходимо, прежде всего своевременно изучать и использовать в повседневной работе все нормативно-правовые акты, издаваемые органами власти, Минфином России и Центральным банком. В этой связи ООО «Старый мост» нужно изыскать средства для приобретения специализированной информационной программы, например, «Консультант +», «ГАРАНТ». Данные программы ежемесячно обновляются, имеют достаточно полный объем нормативных документов, просты и удобны в обращении.
Помимо этого, необходимо компьютеризировать бухгалтерский учет, что позволит устранить имеющиеся недостатки и оперативно обрабатывать учетную информацию.