Социальная защита застрахованных от профессиональных рисков

Название работы: Социальная защита застрахованных от профессиональных рисков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Страхование

Страниц:

147 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 4

Глава I. Сравнительный анализ систем социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в промышленно-развитых странах

1.1 Организация системы социальной защиты работников от

социальных и профессиональных рисков 11

1.2 Защита от профессиональных рисков в Федеративной

Республике Германия 18

1.3 Конвенции и рекомендации Международной организации

Ч-- труда в области социальной защиты работников в процессе 28

труда

1.4 Европейский опыт страхования от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний 34

Выводы 42

Глава П. Анализ реализации Федерального закона от 24.08.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

2.1 Государственная политика Российской Федерации в области

охраны труда 47

2.2 Развитие и функционирование системы социального

страхования в России 52

2.3 Основные задачи и принципы Федерального закона «Об

обязательном социальном страховании от несчастных случаев на

'■ производстве и профессиональных заболеваний» 63

2.4 Деятельность Фонда социального страхования Российской

Федерации по обеспечению экономической заинтересованности

субъектов страхования в снижении профессионального риска 69

2.5 Система учета информации по обязательному социальному

страхованию от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний 72

Выводы 16

Глава III. Совершенствование деятельности Фонда социального

страхования Российской Федерации по социальной защите

работников от профессиональных рисков 81

3.1 Установление скидок и надбавок к страховому тарифу 85

3.2 Финансирование предупредительных мер по

сокращению производственного травматизма и

профессиональных заболеваний за счет двадцати процентов

страховых взносов страхователя 98

3.3 Финансирование обучения по охране труда отдельных

категорий застрахованных ПО

Заключение 125

Приложения 128

Список использованной литературы 134

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования

Непременным спутником трудовой деятельности человека является профессиональный риск. Устойчивый рост числа техногенных аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости требует решения ряда научных и практических задач, направленных на страхование работников от возможного изменения их материального и (или) социального положения по независящим от них обстоятельствам.

Основу системы правового регулирования страхования

профессиональных рисков в Российской Федерации составляют Конституция

Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,

федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования»,

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний», а также иные нормативные

*". правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Особую значимость имеет Федеральный закон от 24.07.98 № 125 - ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний», введенный в действие с 6

января 2000 года. Практика его реализации подтверждает необходимость и

своевременность принятия закона. Решена одна из главных задач -

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при

исполнении им обязанностей по трудовому договору. Другие задачи,

стоящие перед обязательным социальным страхованием от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний: обеспечение

социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности

субъектов страхования в снижении профессионально риска, а также

осуществление предупредительных мер по сокращению производственного

травматизма и профессиональных заболеваний реализованы не в полной

у.;, мере. На решение этих задач направлена деятельность Фонда социального

страхования Российской Федерации, как страховщика по обязательному

5

социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях обеспечения экономической заинтересованности страхователей в снижении профессионального риска, начиная с 2002 года, введена система предоставления скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако, как методика расчета скидок и надбавок, так и механизм их предоставления, не оказывают существенного экономического воздействия на страхователя и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Глава 3:

К этой категории были отнесены:

- специалисты и руководители служб охраны труда организаций;

- члены комитетов (комиссий) по охране труда;

- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда

профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками

представительных органов.

С 2003 года постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2003 № 26 к этой категории отнесены руководители бюджетных организаций.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 17 Федерального закона № 125-ФЗ страхователь обязан направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Страховщик обязан передавать федеральному органу исполнительной власти по труду (Минтруду России) средства для осуществления им мероприятий по обучению (подпункт 5 пункта 2 статьи 18 указанного закона).

В соответствии с заключенным в 2000 году и продленным на 2001 год Соглашением между Минтрудом России и Фондом социального страхования Российской Федерации, сведения по объемам финансирования и численности обучаемых по обучающим организациям в регионах; организация обучения и представление отчетности об использовании средств на обучение возлагалась на Минтруд России. Фонд социального страхования Российской Федерации перечислял на расчетный счет Минтруда России средств на обучение и осуществлял контроль за целевым использованием средств на обучение.

114

Минтрудом России были заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, которым было предоставлено право проведения конкурсов на размещение заказа на обучение среди обучающих организаций; заключение договоров с обучающими организациями, выигравшими конкурс; финансирование и осуществление контроля за обучением. Постатейная смета расходов на обучение одного застрахованного была согласована Фондом социального страхования Российской Федерации и доведена до каждой обучающей организации.

Порядок финансирования обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2000-2001 годах (в соответствие с требованиями подпункт 5 пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 125-ФЗ) представлен на схеме 3.

Заключение:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану здоровья людей, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это согласуется с Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2001 году. Наша страна приняла на себя обязательство обеспечить достойный жизненный уровень граждан, а также соблюдать основные права на труд, медицинское обслуживание, обеспечение социальными пособиями.

Сложившаяся на государственном уровне система управления охраной труда выполняет задачу улучшения условий и охраны труда и делает ее важнейшей частью общенациональной задачи повышения качества жизни, роста благосостояния и сохранения здоровья граждан, что уже оказывает свое положительное влияние на снижение уровня производственного травматизма.

Признание приоритета охраны жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности нашло свое отражение в создании законодательной базы по труду и охране труда, во внесении изменений в федеральные законы, затрагивающие различные аспекты охраны труда, с учетом международных и европейских норм.

Оживление в экономике страны, проявившееся в росте объемов производства и прибыли в ряде отраслей экономики, повлияло на рост затрат на мероприятия по охране труда, что также оказало свое влияние на снижение уровня производственного травматизма в отраслях экономики.

Федеральный закон 125 - ФЗ, введенный в действие с 6 января 2000 года, установил правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Анализ практики

126

применения закона показал, что в полной мере не обеспечена социальная защита застрахованных от профессиональных рисков.

В связи с этим, целью диссертационного исследования являлась разработка предложений по совершенствованию экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, повышению эффективности предупредительных мер и обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, финансируемых за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Похожие работы на данную тему