Государственный долг

Название работы: Государственный долг

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7

1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 7

1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ БЫВШЕГО СССР 16

2. ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА 20

2.1. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ ПРАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ 22

2.2. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ ИНОСТРАННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ФИРМ 37

2.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫРАЖЕННЫЕ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ 43

2.4. КРЕДИТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 51

2.5. КРЕДИТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ СРЕДСТВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 54

3. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ 56

3.1. СООТВЕТСТВИЕ ПРОВОДИМОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАДАЧАМ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 56

3.2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 59

3.3. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ВОПРОСЫ ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Выдержка:

Введение:

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний - обязательства в иностранной валюте.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2005 года объем внешнего долга запланирован в размере до 115 млрд. долларов США.

Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54%, в 2003 году - 32 процента. В 2005 году максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. Однако, несмотря на постоянное снижение объема внешнего долга и его доли к ВВП, структура его в настоящее время не является оптимальной.

Около 45% внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Данные обязательства не являются рыночными. В связи с этим при управлении этой частью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

Глава 3:

Бюджетная и долговая политика Российской Федерации строятся исходя из приоритетов, определенных Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации по основным параметрам проектов федерального бюджета на очередной финансовый год, основных направлений политики Российской Федерации в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов.

При этом в основу бюджетных проектировок, в частности на 2004 год, в части макроэкономических показателей положены Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года, которые разработаны на основе анализа социально-экономического развития России за предшествующий период, Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и обобщения прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу федеральных органов исполнительной власти, а также оценок и прогнозов российских и зарубежных центров экономического анализа и прогнозирования [74, с. 80].

Федеральный бюджет на 2004 год в части государственных заимствований строился исходя из принципа сокращения долговой нагрузки на экономику Российской Федерации в долгосрочной перспективе посредством минимизации внешних заимствований, безусловного исполнения обязательств по государственным внешним долговым обязательствам в соответствии с графиками платежей при том условии, что отрицательный сальдовый результат, отражаемый по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, будет сбалансирован за счет увеличения внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Заключение:

1. При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.

В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года 35,9% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.

При этом кредиты Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объеме государственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможно с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

2. Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:

• сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

• оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

• оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

• рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

• повышение эффективности использования заемных средств.

3. До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.

Похожие работы на данную тему