Развитие малого бизнеса в России

Название работы: Развитие малого бизнеса в России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Предпринимательство

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Экономическая сущность малого предпринимательства . . . . . . . . . 5

1.1. Понятие малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Внешняя и внутренняя среда малого предпринимательства. . . . . . . 8

1.3. Качественно-количественные характеристики малого бизнеса. . . . 10

1.4. Роль малого бизнеса в рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

2. Проблемы и перспективы развития малых предприятий в России на современном этапе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.1. Этапы развития малого предпринимательства в РФ . . . . . . . . . . . . . 16

2.2. Состояние малого бизнеса в России на современном этапе развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Выдержка:

Введение:

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сфе-рах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью вы-бора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определя-ет необходимость организационно-экономических преобразований во всех об-ластях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений эконо-мических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объек¬тивно значительной ролью малого предпри¬нимательства в современной социально ориен¬тированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачивае¬мой в России радикальной реформы. Малое предприни-мательство, как обстоятельно пока¬зано в литературе — существенная составля¬ющая и массовая субъектная база цивилизован¬ного рыночного хозяйства, не-отъемлемый эле¬мент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпри-нимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобили-зует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьез¬ным фактором структур-ной перестройки и обес¬печения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие соци-альные проб¬лемы рыночного хозяйства. Вот почему станов¬ление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) пред¬ставляет собой стратегическую задачу реформационной экономической поли-тики.

........

Глава 2:

В современной России на протяжении последних лет становление мало-го предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.

Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с феноменом малого и среднего предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реаль-ную многогранную значимость малого предпринимательства для решения со-циально-экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя опре-деленный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы .

Предыстория развития современного малого предпринимательства свя-зана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества . Однако в рамках данной работы нас интересует в первую очередь развитие предпринимательства в 1990-е гг. и в настоящее время.

В условиях проведения радикальных рыночных реформ в Росси малое и среднее предпринимательство прошло следующие этапы.

Первый этап: 1992 - 1994 гг.

Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути эко-номических проблем малого и среднего предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспо-собной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают конту-ры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приори-теты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г., Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать соб-ственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Поста-новление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государствен-ной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г., Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших на-правлений экономической реформы. Однако, как ни печально, эти постановле-ния остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался про-цесс массового учредительства малых предприятий, доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась. Количественный рост малых пред-приятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. .

Второй этап: 1995 - 1998 гг.

.........

Заключение:

Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы.

Малый бизнес является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья. Кроме того мелкие фирмы постоянно поддер-живают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысо-ким ценам, низким издержкам.

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предприни-мательство в России в настоящее время, выделить особенности малого пред-принимательства, его роль в экономике и обозначить основные и наиболее ост-рые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурд-ным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; не-равномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территори-альном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность право-вой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

В контексте приведенных в работе аргументов представляется возмож-ным сделать вывод о не¬эффективности существующей системы под¬держки российского малого и среднего бизнеса и о необ¬ходимости изменения этого по-ложения. Выяв¬ленные деструктивные факторы внешней среды, а также внут-ренние проблемы малых пред¬приятий задают основные направления повы¬шения действенности функционирования дан¬ной системы и требует активиза-ции обеих ее подсистем: государственной (государственно-общественной) и интеграционной (связанной с интеграцией малых предпринимательских струк¬тур с крупными).

.....

Похожие работы на данную тему