Несостоятельность (банкротство) юридического лица. Процессуальные особенности рассмотрения дел о банкротстве

Название работы: Несостоятельность (банкротство) юридического лица. Процессуальные особенности рассмотрения дел о банкротстве

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Основы права

Страниц:

34 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

1.Понятие банкротства

2. Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде

3. Процедуры банкротства

3.1 Наблюдение

3.2 Внешнее управление

3.3 Конкурсное производство

3.4 Мировое соглашение

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Выдержка:

Основная часть:

Прежде чем говорить о понятии банкротства, необходимо сказать несколько слов о критерии несостоятельности (банкротстве). Выбор здесь у законодателя был невелик, все существующие в различных законодательствах подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Ранее действовавший закон 1992 года в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел, в ущерб интересам кредиторов, позволял крупным предприятиям, не опасаясь банкротства, длительное время не оплачивать полученные товары (оказанные услуги или выполненные работы) и использовать денежные средства своих кредиторов в качестве собственных средств с тем условием, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов. И как показывает практика, арбитражные суды признавали банкротами в основном лишь небольшие предприятия. П.2 ст.1 Закона 1992 года, гласящий, что внешним признаком несостоятельности является приостановление его текущих платежей, тоже вызывал определенные споры. Согласно закону, если предприятие раз в месяц осуществляло платеж в размере 10-ти рублей и одновременно имело многомиллионную задолженность, то можно было констатировать факт отсутствия одного из основных признаков банкротства. Неоднократно вставал вопрос об исчислении «трех месяцев со дня наступления сроков исполнения» обязательств. Будет ли перечисление должником своему кредитору суммы в размере одного рубля означать, что с этого момента необходимо заново исчислять новый трехмесячный срок.

Следует подчеркнуть, что в некоторых законодательствах используется такой критерий как неоплатность, требующий анализа баланса должника (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника на ряду с неплатежеспособностью признается и «сверхзадолженность», то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику: ликвидационной или реабилитационной. По этому же пути пошел и российский закон о несостоятельности (банкротстве): должник – юридическое лицо или предприниматель – может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления. В отношении же несостоятельности физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями, будет применяться принцип неоплатности, то есть превышения кредиторской задолженности над стоимостью их имущества.

Анализ любого общественного явления, в том числе и банкротства, предполагает определение его участников. Поэтому более подробно рассмотрим тот круг лиц, которые попадают под действие закона о банкротстве. Согласно ст.65 ГК РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее ...........

Закон о несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. (далее – Закон) предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами (ст.28 Закона). Благодаря накопившейся практике, глава III нового закона «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» существенно расширила и углубила положения старого закона, восполнила существовавшие пробелы. В данной главе определены порядок подачи заявления в суд, необходимые для этого документы, полномочия арбитражного суда, возможные решения суда, распределение судебных расходов, рассмотрение заявлений арбитражного управляющего и жалоб кредиторов.

Прежде чем перейти к вопросу о порядке производства дел о банкротстве, необходимо исследовать вопрос о применении процессуальных норм при разбирательстве дел данной категории.

Единые правила для дел любой категории, включая дела о несостоятельности, установлены в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Вместе с тем, в статье 143 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан» определено, что эти дела рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Это же положение закреплено и в ст.28 Закона. Помимо норм, закрепленных в главе III Закона, отдельные процессуальные нормы содержатся и в других статьях, поэтому глава «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» применяется, если иное не предусмотрено другими главами (в частности статьями 133, 144, 148, 153, 157, 158, 159 и т.д.) . Согласно ст. 187 Закона процедуры банкротства будут применяться арбитражными судами при рассмотрении дел данной категории, производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 года. Вместе с тем, эти процедуры могут быть введены судом независимо от даты принятия указанных дел к производству.

Что касается подсудности этих дел, то она определяется согласно ст.28 АПК и ст.29 Закона по месту нахождения должника - юридического лица или месту жительства гражданина, независимо от того, кто обратился в арбитражный суд: должник, кредитор, налоговые или другие органы, прокурор и так далее. Местом жительства гражданина согласно ст.20 ГК РФ является место, где гражданин постоянно и преимущественно проживает. Это место определяется регистрацией граждан по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года. Местонахождение юридического лица определено ст.54 ГК РФ. Им является место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Ст.143 АПК РФ и ст.28 Закона устанавливают, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными названным Законом. В связи с этим возникает вопрос о применении норм АПК РФ по аналогии к процессу о банкротстве и о применении к кредитору и должнику норм, регулирующих правовое положение истца и ответчика.

В соответствии со ст.24 АПК РФ сторонами по делу являются истец и ответчик. В части второй указанной статьи определено, что истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых предъявлен иск. Ответчиками по части третьей этой же статьи являются организации и граждане, к которым предъявлено исковое требование. Значит, арбитражный суд исходит из предположения о наличии спорного права у одной из сторон и о существовании обязанностей у другой стороны арбитражного процесса. Истец – предположительно обладатель спорного права, ответчик - лицо, которое, по утверждению истца, нарушило его права и интересы

.........

Заключение:

Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока невелик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось учитывать не только имеющийся российский опыт, но и восполнить существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейших мест в правовом регулировании хозяйственного оборота. Закон 1998 года более четко определил понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Прежний закон использовал в качестве критерия несостоятельности – неоплатность, что без сомнения затрудняло проведение процедуры банкротства.

Несомненным достоинством закона является боле детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, заключения мирового соглашения, а также процедуры наблюдения, являющейся совершенно новой для российского законодательства.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом в течение трех месяцев с момента принятия заявления о банкротстве с целью обеспечения сохранности имущества должника и решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его состояния.

Процедуре внешнего управления в действующем законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности; снимаются раннее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Целью формирования конкурсной массы и проведения инвентаризации имущества является его продажа на открытых торгах, и как результат – проведение расчетов с кредиторами в порядке и очередности, установленной статьей Закона о банкротстве. При удовлетворении требований кредиторов необходимо отметить социальную направленность нового закона, поскольку требования работников должника о выплате им заработной платы превалируют над требованиями кредиторов, по обязательствам, обеспеченным залогом и требованиям кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

............

Похожие работы на данную тему