Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности

Название работы: Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Биология

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5

2. Основы физиологии высшей нервной деятельности 7

Заключение 13

Список использованной литературы: 15

Выдержка:

Введение:

«Учение Павлова о высшей нервной деятельности» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема моей контрольной работы актуальна потому, что, развивая известное положение о том, что в основе психических процессов человека лежит рефлекторная деятельность, Павлов экспериментально изучил механизмы образования в коре больших полушарий временной условной связи и создал рефлекторную теорию. Согласно ей, в основе психических процессов лежит система условных рефлексов, возникающих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды организма.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности послужило толчком для дальнейшего изучения механизмов деятельности мозга. Стали быстро развиваться другие науки, изучающие основы нервной деятельности

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть учение Павлова о высшей нервной деятельности.

Объект изучения – человеческий мозг.

Предмет изучения – учение Павлова о высшей нервной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные характеристики высшей нервной деятельности.

.........

Глава 2:

Физиологическому учению И. П. Павлова свойствен глубокий монизм. Основные принципы его учения заключаются в следующем:

а) принцип целостности, единства организма и решающей роли внешней среды в его эволюции и деятельности;

б) принцип нервизма;

в) принцип единства процессов анализа и синтеза;

г) принцип единства психического и соматического;

д) принцип единства структуры и функции — «приуроченности динамики к структуре»;

ж) идея о необходимости не только изучения, но и активного управления деятельностью организма.

Головной мозг объединяет и регулирует всю внутреннюю и внешнюю деятельность организма, его взаимодействия со средой по принципу рефлекса.

В основных понятиях о высшей нервной деятельности— в понятиях условного и безусловного рефлекса — отражены все ведущие принципы биологии: эволюции, приспособляемости, изменчивости, онтогенетического и филогенетического развития, неизменной связи высших форм деятельности с низшими.

И. П. Павлов с сотрудниками глубоко изучили механизм образования условных рефлексов; зависимость появления их от соотношения во времени условных раздражителей с безусловными, от состояния коры большого мозга, от свойств условного раздражителя (его силы) и от состояния безусловнорефлекторной деятельности. Образование условных рефлексов происходит как на простые, так и на сложные, комплексные раздражители, состоящие из одновременно действующих компонентов.

............

Заключение:

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.

У каждой личности, согласно И.П.Павлову, соразмерно собственных силовых уровней процессов возбуждения и торможения и их подвижности формируется определённый комплекс основных свойств нервной системы, обнаруживая тем самым присущий ей тип информационного метаболизма.

Сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность, функционируя взаимосвязанно, выражаясь словами И.П.Павлова, обуславливают высшее приспособление организма к окружающим условиям или, иначе говоря, - обеспечивают существование организма.

Рефлекс головного мозга - это, по Сеченову, рефлекс заученный, т. е. не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального развития и зависящий от условий, в которых он формируется. Выражая эту же мысль в терминах своего учения о высшей нервной деятельности, И. П. Павлов скажет, что это условный рефлекс, что это временная связь.

Рефлекторная деятельность - это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром. Условно - рефлекторная деятельность в качестве сигнальной направлена, по Павлову, на то, чтобы отыскивать в беспрестанно изменяющейся среде основные, необходимые для животного условия существования, служащие безусловными раздражителями. С двумя первыми чертами рефлекса головного мозга неразрывно связана и третья. Будучи "выученным", временным, изменяющимся с изменением условий, рефлекс головного мозга не может определяться морфологически раз и навсегда фиксированными путями. "Анатомической" физиологии, которая господствовала до сих пор и в которой все сводится к топографической обособленности органов, противопоставляется физиологическая система, в которой на передний план выступает деятельность, сочетание центральных процессов.

.........

Похожие работы на данную тему