Геополитические идеи и концепции

Название работы: Геополитические идеи и концепции

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Политология

Страниц:

21 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. «ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ» ГЕОПОЛИТИКИ 4

2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В ГЕОПОЛИТИКЕ 6

3. ГЕОПОЛИТИКА В РОССИИ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Выдержка:

Введение:

Геополитика является одним из влиятельнейших интеллектуальных направле-ний ХХ века, определяющих характер исследований в таких областях, как внешне-политическая и военная стратегия государств, национальные интересы, анализ и прогнозирование локальных и глобальных международных конфликтов.

Более-менее общепринятого определения геополитики не существует, что свя-зывается с относительной молодостью этой научной дисциплины и сложностью объекта ее изучения. Критики считают, что такая неопределенность проистекает из паранаучного характера геополитики, перемешивающей реальные факты и концеп-ции, уже изучаемые экономической и политической географией, политологией, тео-рией международных отношений, военной стратегией и т. д., с не верифицируемы-ми мифологическими конструкциями и идеологическими установками.

Обычно слово «геополитика» употребляется в двух значениях — узком и ши-роком. В узком значении это обладающая собственным методом, исследователь-ской традицией и научной «классикой» дисциплина, изучающая зависимость госу-дарственной политики, прежде всего – внешней, от географических факторов. Сло-во «геополитика» составлено из двух греческих корней: «гео»— земля и то, что свя-зано с землей, «политикос»— то, что связано с «полисом» — государством, граж-данством. В широком смысле это понятие обозначает сознательно проводимую или спонтанно формирующуюся политику государств, в той степени, в которой она свя-зана с географическими и территориальными факторами. Предполагается, что гео-политика как научная дисциплина изучает, прежде всего, геополитику в широком смысле слова. Экскурс в историю становления и развития геополитических идей и концепций позволяет дать определение геополитике как науке и уяснить те ключе-вые понятия, которыми она оперирует. Все геополитические концепции в той или степени обращаются к идее контроля над пространством. Это есть главная пробле-ма геополитики......

Глава 2:

Поскольку геополитика как наука напрямую затрагивает реальные нацио-нальные интересы тех или иных государств, то ее развитие практически сразу пошло в русле национальных школ, концепции которых предопределялись ре-альной геополитикой государств, прежде всего — великих держав. Однако поли-тические и идеологические принципы оформлялись и творчески выражались на концептуальном языке новой науки, поэтому некорректно говорить о геополити-ке только как о служанке политических интересов. Однако поскольку значение идеологического творчества в геополитике велико, то огромную роль в ней иг-рают «авторские» концепции, созданные талантливыми исследователями и мыс-лителями, сумевшими выразить сущность национальной геополитической мифо-логии.

Британской геополитической школе, до ее маргинализации после утраты Британией своей империи, геополитика обязана появлением наиболее влиятель-ной, несмотря на шквал критики, глобальной геополитической концепции. Ее сформулировал в 1904 году в работе «Географическая ось истории» английский географ и политик Хэлфорд Маккиндер (1861–1947). Впоследствии концепция Маккиндера изменялась под влиянием событий мировых войн в работах «Демо-кратические идеалы и реальность» (1919) и «Завершенность земного шара и об-ретение мира» (1943). Маккиндер исходил из представления о мире как о гео-графическом и политическом целом, в котором, особенно после «колумбовой эры» Великих географических открытий и глобального расширения Европы, ключевым является противостояние сухопутных и морских держав. Маккиндер выделяет две макрогеографические зоны планеты — океаническое полушарие (Западное полушарие и Британские острова) и континентальное полушарие — или Мировой Остров, огромный земельный массив из Евразии и Африки, яв-ляющийся основной зоной расселения человечества. Центральной зоной Миро-вого Острова является Хартленд, зона, которая практически недоступна для мор-ского проникновения. Это, прежде всего, территория Русской равнины, Западной Сибири и Средней Азии. Хартленд является источником сосредоточения «кон-тинентальной силы», которая способна управлять всем Мировым Островом, за-хватывая контроль над внутренним полумесяцем — районами Острова, доступ-ными морскому вторжению и являющимися одновременно и защитным буфером Хартленда, и объектом экспансии морских держав. Сами морские державы опи-раются на внешний полумесяц, включающий в себя Америку, Британию, Япо-нию и Южную Африку. Располагающееся в Хартленде практически неуязвимое «срединное государство» является прочной, но мало мобильной структурой, во-круг которой совершается более оживленное политическое круговращение стран внутреннего и внешнего полумесяцев. В своих полувековых модификациях тео-рия Маккиндера, ставшая ведущим мифом мировой геополитики, сохраняла не-изменный мотив опасения той угрозы морским державам, которую представляет собой государство Хартленда, обычно ассоциируемое с Россией. Поэтому Мак-киндер выстраивает концепцию глобального доминирования, в которой кон-троль над Хартлендом обеспечивает безусловное геополитическое преимущест-во любой державе. В западной геополитике разработка темы ограничения экс-пансии из Хартленда и установления контроля над ним занимает огромное место — прежде всего это касается американской геополитической школы.

Американская геополитическая школа сформировалась под влиянием идей военно-морского историка адмирала Альфреда Мэхена (1840–1914). В ставших знаменитыми работах «Влияние морской силы на историю (1660–1783)» и «За-интересованность Америки в морской силе» Мэхен выдвинул концепцию «мор-ской силы» как фактора, обеспечивающего безусловное геополитическое пре-восходство. Именно обеспеченность страны морскими базами и торговым фло-том, а также мощь военного флота делают ее великой державой, решающей судьбы мира, а морская цивилизация обеспечивает более благоприятные условия для развития. Видя в истории противостояние морских и сухопутных держав, Мэхен предложил использование в качестве глобальной геополитической стра-тегии «принципа Анаконды» — удушения противника путем морской блокады его стратегических объектов.

.............

Заключение:

Возникновение геополитики как науки на рубеже ХIХ-ХХ вв. обусловлено, конечно, не только логикой развития научного знания, но, главным образом, по-требностью осмысления новых политических реалий. Научная геополитика возник-ла на грани эпох, когда мир превратился в единое целое, разделенное между основ-ными противоборствующими центрами силы. Новый раздел мира превращался в "передел уже поделенного". Общеизвестно, что историю человечества можно рас-сматривать с различных точек зрения. Так, с точки зрения хозяйственно-экономической, например, она предстает как история изменений способов произ-водства, логику которых глубоко проанализировал К.Маркс. А с точки зрения гео-политической историю можно представить как последовательную смену силовых контуров "мирового порядка", или геополитических эпох. Каждая геополитическая эпоха характеризуется своеобразным балансом сил на международной арене, уни-кальной конфигурацией границ и зон влияния, формирующих то глобальное геопо-литическое поле, в котором вынуждены действовать главные субъекты истории. И возникающая сейчас на обломках СССР новая геополитическая эпоха, несомненно, тоже будет иметь свои специфические параметры, которые самым серьезным обра-зом придется учитывать России, если она хочет выжить и возродиться после оче-редной национально-государственной катастрофы. Геополитика предлагает реали-стично смотреть на мир, как на арену относительного единства и постоянной борь-бы различных мировых сил. Причем, во всех солидных геополитических концепци-ях эта борьба рассматривается вполне в духе диалектики, как борьба противопо-ложностей: морских и континентальных наций, центра и периферии (Хартленд и приморская периферия в классической геополитике, экономический центр и пери-ферия в других концепциях). ............

Похожие работы на данную тему