Международная охрана авторских прав

Название работы: Международная охрана авторских прав

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Международное право

Страниц:

14 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ 4

2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Выдержка:

Введение:

В общей теории права под принципами права понимаются основные, руководящие поло-жения, в соответствии с которыми строится правовое регулирование какой-либо области. Принципы права можно подразделить на общие, межотраслевые, отраслевые и институцио-нальные в зависимости от того, на какую сферу, отрасль права, правовой институт распростра-няется действие данного принципа. Таким образом, свои принципы (то есть руководящие, ос-новополагающие положения) есть в каждой отрасли права, каждом правовом институте. Это в полной мере относится и к такому институту международного частного права, как междуна-родная охрана авторских прав.

На указанную сферу распространяются как общие принципы права, так и принципы меж-дународного права, среди них такие основополагающие положения, как невмешательство во внутренние дела государства, их суверенное равенство, мирное разрешение возникающих спо-ров, сотрудничество государств, добросовестное выполнение принятых международных обяза-тельств, уважение прав и свобод человека и др. Иными словами, проблемы, возникающие в свя-зи с соблюдением прав авторов и иных обладателей авторских прав, должны разрешаться стро-го в рамках взаимосогласованных, взаимовыгодных международных договоренностей, направ-ленных прежде всего на защиту интересов авторов.

Необходимо отметить, что в данной сфере существуют и свои собственные принципы, на-личие которых обусловлено спецификой объекта регулирования. Данный вопрос не получил достаточного освещения в литературе. Специальных исследований по проблеме принципов ме-ждународной охраны авторских прав ранее не проводилось. И хотя ряд авторов касались в сво-их работах вопроса о принципах международной охраны авторских прав, однако, как видится, не все положения международного частного права, регулирующие данную сферу, были осве-щены ими в достаточной степени. Ю. Г. Матвеев в своей монографии "Международная охрана авторских прав" (М., 1987) выделяет такие положения, как территориальный принцип предос-тавления охраны, принцип национального режима охраны (принцип ассимиляции), принцип минимального объема охраны. Последний предполагает, что международные конвенции уста-навливают лишь минимальный уровень охраны авторских прав. Государства - участники кон-венций могут предусмотреть более высокий уровень охраны прав автора в своем внутреннем законодательстве или в других международных соглашениях . М. М. Богуславский в работе "Участие СССР в международной охране авторских прав" (М., 1974) и В. П. Шатров в работе "Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права" (М., 1982) также выделяют принцип национального режима. Вместе с тем остальные положения междуна-родной охраны авторских прав не рассматриваются авторами в качестве основополагающих принципов регулирования. Тем не менее в названных работах их рассмотрению уделяется большое внимание....

Глава 2:

Российское законодательство об авторском праве и смежных правах изменилось и в целом стало соответствовать международно-правовым нормам относительно недавно. Развитие науч-но-технического прогресса и появление новых нетрадиционных способов использования произ-ведений и объектов смежных прав (например, с помощью сети Интернет) потребовали измене-ния многих правовых норм, как на международном, так и на национальном уровне.

Первым "постсоветским" законодательным актом, призванным поднять на иной уровень правовую охрану объектов авторского права и смежных прав, стали Основы гражданского за-конодательства Союза ССР и республик 1991 года (авторскому праву в Основах был посвящен раздел IV), которые в России продействовали ровно год - до введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".

Главная заслуга Основ в том, что они определили новый подход к охране объектов автор-ского права и впервые поставили в Российской Федерации под охрану как объекты смежных прав, исполнения, звуко- и видеозаписи, передачи организаций эфирного вещания.

Срок действия авторского права был установлен в течение жизни автора и 50 лет после его смерти (ранее действовал 25-летний срок, установленный "старым" ГК РСФСР 1964 года). Ис-пользование произведений на радио и телевидении, при звукозаписи и публичном исполнении стало возможным только с согласия правообладателей. Были установлены иные новации. Ста-рое советское законодательство об авторском праве (нормы ГК РСФСР 1964 г.) применялось в части, не противоречащей Основам.

Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" был принят 23 сентября 1992 г. Он установил, что программы для ЭВМ и баз данных являются объектами авторского права. Программам для ЭВМ была предоставлена правовая охрана как произведениям литера-туры, а базам данных - как составным произведениям (сборникам). Законом детально урегули-рованы отношения по поводу создания и использования программ для ЭВМ и баз данных, пре-дусмотрена ответственность за нарушение авторских прав на такие объекты.

На территории России 9 июля 1993 г. был введен в действие Закон РФ "Об авторском пра-ве и смежных правах" (действует в ред. ФЗ от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ; далее - Закон). Именно он явился первым "полноценным" рыночным законом, подробно регулирующим отношения по созданию и использованию объектов авторского права и смежных прав. Его принятие позволи-ло России присоединиться к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года, Женевской конвенции об охране интересов производителей фоно-грамм от незаконного производства их фонограмм 1971 года и Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года.

В развитие норм Закона Правительством РФ было принято несколько постановлений, ус-танавливающих ставки авторского вознаграждения и вознаграждения исполнителям.

Постановление от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграж-дения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" определяет минимальные ставки вознаграждения за публичное исполнение произведений, за воспроизведе-ние произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искус-ства.

Постановлением от 17 мая 1996 г. N 614 "О ставках авторского вознаграждения исполни-телям за некоторые виды использования исполнения (постановки) " предложены для примене-ния ставки вознаграждения исполнителям:

? за использование исполнения (постановки) путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю;

? за воспроизведение и иное использование исполнения (постановки), включенного в фоно-грамму;.........

Заключение:

Страны, играющие наиболее заметную роль в экономических отношениях в сфере автор-ского права, участвуют не только в Бернской, но и во Всемирной конвенции, в силу чего все произведения авторов этих стран, опубликованные в них после 27 мая 1973 г., уже охранялись в России. Российской Федерацией заключено также более десятка двусторонних международных соглашений о взаимной охране авторских прав, причем все они предусматривают предоставле-ние "ретроактивной" охраны.

Таким образом, речь в действительности идет о не столь уж значительном расширении по-ля действия закона об охране - о распространении ее, во-первых, на авторов из нескольких стран, чьи произведения реально используются в России довольно редко, и, во-вторых, на "ста-рые" произведения, не имеющие большого "коммерческого" значения, в связи с чем их исполь-зование не потребует существенных материальных затрат от заинтересованных российских ор-ганизаций.

Поскольку любой договор - это почти всегда "улица с двусторонним движением", вопросы о "дополнительных затратах" следует рассматривать одновременно с вопросами о том, что же реально принесет нашей стране участие в Бернской конвенции. Следует помнить, что в области авторского права всегда имеется несколько заинтересованных сторон: пользователи, правооб-ладатели, государство, российские граждане и российское общество в целом. Найти решение, которое бы отвечало сразу интересам всех, - непростая задача.

Бернская конвенция является старейшим соглашением в данной области, основой сложно-го механизма международной системы охраны авторских прав, обеспечивающего очень высо-кий уровень их охраны. Изначально Бернский союз был создан почти 120 лет назад не просто из-за желания "обеспечить во всех странах охрану авторского права на литературные, научные и художественные произведения" (как указывается в преамбуле к Всемирной конвенции), но именно из-за возникшей необходимости охранять эти права "настолько эффективно и единооб-разно, насколько это возможно" (см. преамбулу к Бернской конвенции).

С момента своего появления в 1886 году Бернская конвенция учитывала интересы стран с различными уровнями экономического и социального развития, разными законодательными и культурными традициями. Ее правовые нормы являются результатом многолетних междуна-родных разработок и согласований. Бернская конвенция неоднократно пересматривалась в свя-зи с появлением новых технологий, в настоящее время она служит основой для дальнейшего развития международного и национального авторско-правового законодательства.

По состоянию на 1 января 2000 г. в Бернской конвенции участвует 146 стран, большая часть из которых согласно практике ООН признается развивающимися. Россия - далеко не единственная страна, чье присоединение к Бернской конвенции проходило не совсем "гладко": США присоединились к Бернской конвенции только в 1989 году, Китай - в 1992 году. Универ-сальность Бернской конвенции подтверждается тем, что ее членами являются страны всех кон-тинентов. Учитывая это, ее требования трудно заподозрить в какой-либо "необъективности" или "предвзятости".

Даже беглый анализ положений Бернской конвенции убеждает: она может оказаться "не-выгодной" исключительно для тех стран, которые активно используют в основном "иностран-ные" духовные ценности и при этом совершенно не заинтересованы в эффективной охране соб-ственного культурного достояния. Россия же является одним из крупнейших "экспортеров" произведений литературы, науки, искусства и других объектов интеллектуальной собственно-сти.....

Похожие работы на данную тему