Возможность использования социологических исследований в практике государственного управления

Название работы: Возможность использования социологических исследований в практике государственного управления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Социология

Страниц:

20 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4

2. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Выдержка:

Введение:

Слово "информация" стало явным фаворитом в словаре современности. Ос-мысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело к ста-новлению и развитию теории информации, приданию понятию "информация" об-щенаучного статуса. Цивилизационный сдвиг, характеризуемый выделением ин-формации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы социальной организации общества - информаци-онного общества, явившегося результатом развития информационного типа техно-логии. Интеллектуализация и информатизация производства и управления форми-руют новый тип экономики.

Осознание роли информации в усложнившемся процессе управления общест-вом в целом и отдельными его подсистемами - важный шаг, сделанный социальны-ми науками в XX веке. Информация является предметом управленческого труда, так было и будет всегда. Оперируя информацией, субъект социального управления реализует сущность управления, которая в наиболее общем виде может быть опре-делена как "направляющее, организующее и регулирующее воздействие на общест-венные процессы". Управление осуществляется, как известно, посредством системы действий циклического характера. Сбор и обработка информации- этап, который начинает фазу цикла, являясь одновременно завершающим этапом предыдущей фа-зы цикла. На начальном этапе акцент делается на информацию о состоянии про-блемной ситуации, на заключительном этапе - на информацию о результатах реали-зации управленческого решения.

Государственное управление является разновидностью социального управле-ния при котором субъектом управления выступает государство, представленное специальными административно -политическими институтами.......

Глава 2:

Полученная методами прикладной социологии, инструментальная социоло-гическая информация обладает следующими особенностями, которые оказывают существенное влияние на возможности использования ее в практике управления:

- регрессия полезности с течением времени

-регрессия объема при переходе от первичной ко вторичной информации

- ограниченная способность к формализации

- значительные финансовые затраты на получение информации

- значительные организационные усилия на получение информации

- значительные временные затраты на получение информации

- трудоемкость обеспечения качества информации и контроль качества ин-формации

Указанные особенности социологической информации создают ограниче-ния, вследствие которых этот вид информации редко отвечает требованиям, предъявляемым к информации в управлении. Для преодоления этих ограничений органам управления необходимо принимать меры, способствующие повышению адекватности социологической информации информационным потребностям управления. Рассмотрим эту проблему подробнее, систематизировав данные в таблице.

Требо-вания к инфор-мации Ограничения Следствие Необходимые меры Используемые методы, техники и технологии

Адек-ватность актуаль-ной по-требно-сти управле-ния, по-лезность адекватность, полезность па-дает со сниже-нием качества информации и с течением времени несоответ-ствие по-требности управле-ния; запаз-дывание информа-ции стратегическое и тактиче-ское планирование ин-формации; обеспечение качества (обоснованное применение методологии и методов); контроль ка-чества информации;

использование непосред-ственно после получения информации, при даль-нейшем использовании учет возможных измене-ний методы и технологии по-вышения эффективности интеллектуальной дея-тельности;

указание хронологических характеристик информа-ции;

методы контроля качества информации ;

методы и технологии вто-ричного анализа инфор-мации

Истин-ность, досто-верность трудоемкость процедур для обеспечения качества ин-формации, значительные финансовые затраты на них несоответ-ствие ис-тинности, недосто-верность обоснованность методов и оригинальность инстру-ментария, технологизация процедур сбора информа-ции и контроля качества информации, сравнение данных с информацией из других источников опросные сети; выбраков-ка информации при подго-товке к обработке; стати-стический контроль обра-ботанных данных; сочета-ние качественных и коли-чественных методов; те-матические базы данных социологической инфор-мации

Достаточность, опти-маль-ность трудности оп-ределения кри-терия опти-мальности избыток или недос-таток ин-формации четкая постановка целей и задач, предварительное согласование с потреби-телем критерия опти-мальности техники согласования по-зиций, методы и техноло-гии повышения эффектив-ности интеллектуальной деятельности

Точ-ность трудности кон-троля точности информации ошибки в информа-ции технологизация процедур контроля точности ин-формации логический и статистический контроль ошибок

Опера-тивность значительные затраты време-ни на получе-ние информа-ции запаздыва-ние ин-формации технологизация процедур сбора, обработки и анали-за информации тематические базы данных социологической инфор-мации; технологии опера-тивного формирования выборочной совокупно-сти; опросные сети; интег-рированные системы об-работки и анализа инфор-мации

Систе-матизи-рован-ность большое коли-чество воз-можных вари-антов система-тизации несоответ-ствие вы-бранной схемы сис-тематиза-ции по-требности управления предварительное согласо-вание схемы систематиза-ции с пользователем ин-формации техники согласования по-зиций

Лаконичность, рацио-наль-ность формы большие объе-мы количест-венной ин-формации, не-структуриро-ванная качест-венная инфор-мация трудности восприятия информа-ции для субъекта управления Предварительное согла-сование формы представ-ления информации техники согласования по-зиций, технологии визуа-лизации данных

Соответ-ствие компе-тенции и полно-мочиям субъекта управле-ния трудности при формулирова-нии заказа на информацию невозмож-ность для субъекта управления полноцен-но исполь-зовать ин-формацию четкая постановка целей и задач исследования, со-гласование их с непосред-ственным пользователем информации нормативно-правовые ба-зы данных, техники согла-сования позиций

Для практики применения социологической информации в социальном управлении характерно стремление к универсальности в методологии и к поис-кам и разработкам набора универсальных методико-инструментальных средств (типовых методик и унифицированного инструментария). Между тем, более обоснованным и перспективным, на наш взгляд, выступает подход, требующий " сосредоточить усилия на изучении специальных особенностей объектов соци-альной природы" и делать ставку на " уникальный" и "неповторимый" инстру-ментарий, с помощью которого можно адекватно анализировать непрерывно из-меняющиеся социальные процессы " (2, 41)

............

Заключение:

Анализ проблем позиционирования социологической информации в струк-туре государственной службы , на наш взгляд, может быть продуктивным, если будет локализован в двух проблемных областях. Во- первых, исследование соот-ветствия норм управленческой деятельности организаций бюрократического ти-па, к которому относятся органы государственного управления и характеристик социологической информации как вида социальной информации и способов их согласования. Во- вторых, исследование направлений и способов развития тех-нологических аспектов организации социологического обеспечения. Речь идет об использовании новых информационных и специфических социологических технологий в процессе включения социологической информации в практику управления.

На наш взгляд, социологическая информация может быть максимально по-лезно включена в процесс подготовки управленческих решений в случае, если выполняются два условия: во первых, организация способна использовать со-циологическую информацию эффективно (т.е. не имеет к этому препятствий в своей формальной структуре и неформальных аспектах жизнедеятельности); во-вторых, имеющаяся информация обладает необходимым качеством и отвечает некоторым требованиям, предъявляемым нормами деятельности организации

........

Похожие работы на данную тему