Проблемы формирования промышленной политики

Название работы: Проблемы формирования промышленной политики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Экономика отраслей

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Общие принципы и подходы 5

2. Проблемы формирования промышленной политики 11

2.1. Необходимость государственной промышленной политики 11

2.2. Структура и направления промышленной политики 19

2.2.1. Инновационная политика: развитие наукоемких производств и модернизация промышленности 19

2.2.2. Структурная политика: отраслевой и территориальный аспекты 22

2.2.3. Инвестиционная политика 27

2.2.4. Промышленная политика на уровне предприятия 29

3. Проблемы реализации промышленной политики на современном этапе 31

Заключение 33

Литература 35

Выдержка:

Введение:

Промышленная политика - это система мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала. Ее энергичное и последовательное осуществление позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять достойное место в глобальной экономике.

Активная промышленная политика, нацеленная на модернизацию национальной экономики и переход к инновационным формам хозяйствования является обязательной и решающей предпосылкой преодоления последствий социально-экономического кризиса, поразившего Россию на рубеже второго и третьего тысячелетий.

По глубине падения производства, продолжительности и системности этот кризис не имеет аналогов в истории крупных стран. Он намного превзошел Великую депрессию 1929-1933 годов на Западе. Доля России в мировом валовом продукте опустилась ниже 3 процентов. Причем, наибольший урон потерпели отрасли, критически важные для развития страны и жизнеобеспечения населения - машиностроение и высокотехнологичные производства. Фактически остановилась текстильная промышленность. Чрезвычайно глубоким и драматичным оказался спад в инвестиционной сфере.

Обвальное падение производства парализовало спрос на научные исследования и разработки. Наука и научное обслуживание из наиболее престижной сферы превратились по-существу в зону стихийного бедствия. Десятки и сотни тысяч научных сотрудников и инженеров были вынуждены переквалифицироваться в «челноков» и «брокеров».

Не привел к стимулированию модернизации российский вариант приватизации. Многие новые владельцы предприятий проявили себя не как «эффективные собственники», а как специалисты по перекачиванию финансовых ресурсов в зарубежные оффшоры.

Не оправдались возлагавшиеся надежды и на крупнейшие финансово-промышленные группы - они так и не стали подлинными «локомотивами» экономического роста. Последовавшие вслед за августовским дефолтом 1998 года оживление производства и макроэкономическая стабилизация не разрешили самых острых и сложных противоречий российской экономики. Несмотря на относительно высокие темпы роста на протяжении четырех последних лет уровень валового внутреннего продукта остается на треть ниже кануна рыночных реформ, а капитальные вложения не достигли и 70 процентов уровня, существовавшего до дефолта.

Глава 3:

На начальном этапе решаются неотложные проблемы промышленного развития: создается правовая основа для реализации промышленной политики в долгосрочной перспективе, запускаются механизмы преодоления накопившихся диспропорций, создаются предпосылки промышленного развития на уровне как общегосударственном, так и конкретной отрасли и предприятия, формируются основы государственно-управленческого инструментария управления и стимулирования промышленного развития. В течение 2004–2005 гг. необходимы разработка и принятие трех системных федеральных законов («О стимулировании финансирования реального сектора», «О промышленном развитии», «О государственном внебюджетном ссудном фонде промышленности») а также ряда указов президента и постановлений правительства, которые необходимы до принятия соответствующих федеральных законов и для их последующей реализации.

После конституирования Министерства экономического развития в новом статусе оно на основе настоящей разработки формирует и представляет на утверждение президенту долгосрочную программу промышленного развития России, перечень приоритетных отраслей промышленности и систему мер по их развитию, прежде всего находящихся в компетенции исполнительной власти. Принимается постановление правительства о новой методике переоценки основных фондов и дополнения в постановление правительства о механизме ускоренной амортизации для приоритетных отраслей промышленности.

Срок, необходимый для доработки и внесения перечисленных федеральных законов, составляет около года. Разработка и внесение законов может проходить через правительство, а также через депутатов Государственной Думы. Наиболее важные законы, видимо, могли бы быть внесены Президентом Российской Федерации.

В дальнейшем завершается формирование правовой основы промышленной политики. Необходимо принятие девяти пакетов нормативных правовых актов, объединенных по предмету правового регулирования: «Стимулирование инвестиций»; «Интеллектуальная собственность»; «Развитие науки и техники»; «Градообразующие предприятия»; «Государственный заказ»; «Внешнеторговая деятельность»; «Промышленная интеграция»; «Банкротство»; «Бизнес–власть».

Они должны развить положения законов, принятых на первом этапе, особенно нормы, имеющие рамочный характер, а также совершенствовать законодательство в некоторых сферах с целью устранения пробелов и замены устаревших норм. Итогом реализации второго этапа будет создание стабильной нормативно-правовой основы регулирования промышленного развития на долгосрочную перспективу (10–15 лет), учитывающей вместе с этим необходимость управленческого маневра и тенденции развития.

Для реализации законов необходимо принятие ряда постановлений правительства, конституирующих участие представителей промышленности в процедурах формирования программ развития и федеральных целевых программ и контроле за их исполнением, а также в процедурах формирования и обсуждения основных решений в сфере промышленности.

Пакеты нормативных правовых актов в рамках реализации второго этапа разрабатываются и вносятся в Государственную Думу параллельно с целью ускорения и координации процедур их принятия.

Окончательная доработка проектов нормативных правовых актов, их экспертное сопровождение в процедурах принятия является довольно трудоемким процессом. Выполнение такой работы силами только государственных органов с учетом поставленных сроков практически невозможно. Поэтому к участию в разработке должны привлекаться специализированные исследовательские институты, экспертные организации, представители промышленных предприятий и их объединений, имеющие опыт нормотворческой деятельности. Работы должны осуществляться в тесном взаимодействии с государственными органами исполнительной и законодательной власти на скоординированной основе. Учитывая перечисленные факторы, должна быть организована работа по управлению и координации усилий по разработке нормативно-правовых решений, их согласованию и планированию процедур принятия для сохранения системности общих усилий.

Заключение:

Основными направлениями современной промышленной политики России являются следующие:

1. Инновационная политика, способствующая взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных мотиваций хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров и стимулов к инновационной модели развития.

2. Структурная политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и межрегиональный «перелив» капитала для финансового обеспечения модификации отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики. Наряду с производственной отраслевой составляющей структурная политика включает проблему размещения промышленности (территориальный аспект).

3. Инвестиционная политика, обеспечивающая и стимулирующая капиталовложения в развитие производства и производственной инфраструктуры.

Разработка и реализация промышленной политики осуществляется, как правило, на трех уровнях.

На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики (включая их ресурсное обеспечение), организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики (прямые и обратные связи), уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.

На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-промышленных комплексов.

На микроуровне осуществляется государственное регулирование благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т.п.).

Указанным направлениям и уровням промышленной политики должны отвечать функции и организационно-управленческая структура органов федеральной исполнительной власти, что необходимо отразить в содержании предстоящей административной реформы.

Предлагаемая ТПП РФ промышленная политика реализуется в несколько стадий.

Похожие работы на данную тему