Монархия Великобритании и Японии

Название работы: Монархия Великобритании и Японии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

ТГП

Страниц:

20 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

1. Монархия Великобритании: порядок престолонаследия, юридическая, фактическая и политическая роль

2. Монархия в Японии: фактическое правовое положение, полномочия и порядок престолонаследия

Заключение

Список использованной литературы

Выдержка:

Введение:

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. Это «способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением ». Она характеризуется формальным источником власти.

Форма правления является одной из важнейших частей формы государства. Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зави¬симости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (мо¬нархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)» . В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадле¬жит выборному коллегиальному органу.

Форма правления «раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании» показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высши¬ми и другими государственными органами. Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические (единоличные, наследственные);

- республиканские (коллегиальные, выборные).

Часть 2:

После капитуляции Японии второй мировой войне верховную власть в стране, по соглашению с союзниками, осуществляла американская военная администрация, одной из главных задач которой стала демилитаризация и демократизация страны. В рамках этого процесса в Японии была разработана новая конституция, принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 года.

Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократические свободы, ввела всеобщее избирательное право. В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провозглашен один из фундаментальных принципов классической демократии - принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной .

Конституция кардинальным образом изменила статус японского монарха. Из персоны “ священной и неприкосновенной “ он превратился в “символ государства и единства народа“. Однако в конституции нет формулировки о том, какова форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений. Одни считают, что Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титулом императора (тэнно). Другие заявляют, что монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

Не содержит конституция положений и о главе государства. В следствии этого возникли некоторые концепции, затрагивающие вопрос о том, является главой государства император. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер - министр. Широко распространены также теории, в которых утверждается, что Япония существует специфический тип парламентарной монархии, при которой император не является главой государства, а служит лишь символом монархии. В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности.

Согласно конституции, император “от имени народа“ созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты; промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер - министра по рекомендации парламента; Награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других, главным образом полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена.

Таким образом, император не обладает полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, и может предпринимать действия , относящиеся к делам государства, лишь по совету и одобрению кабинета министров, который несет за них ответственность.

Заключение:

В отличие от других должностных лиц монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций казнили королей Карла I и Людовика шестнадцатого, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого во время военного переворота 1979 г. императора Бокассу, приговорили его к смертной казни, но затем он был помилован после длительного заключения. Расправы с монархами со стороны своих родственников были нередки в мусульманских странах. Монарх обладает государственными регалиями (трон, скипетр, корона и т.д.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием короля, но оплачиваемых из государственной казны. Для этой цели в тех монархиях, где есть парламент, он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны - принимает так называемый - цивильный лист. В некоторых странах по цивильному листу получают средства также ближайшие родственники монарха (например, в Японии в 1996 г. 324 млн.иен, т.е. 3,24млн.долларов США в год ), но обычно монархи жалуются на необходимость экономии (королева Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете, а не на специальном) , хотя многие монархи очень богатые люди . Они имеют акции , земельные владения, другую собственность. Вместе с тем определенное имущество, которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются коронной (государственной) собственностью. Распоряжаться ей (продать, подарить) монарх не может.

В своей работе я рассмотрела и сравнила систему государственного управления Великобритании и Японии.

Похожие работы на данную тему