Сравнительный анализ избирательных систем

Название работы: Сравнительный анализ избирательных систем

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Международное право

Страниц:

26 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 5

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗНЫХ СТРАН 9

III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 16

IV. ГАРАНТИИ СВОБОДЫ ВЫБОРОВ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА 26

Выдержка:

Введение:

Нынешняя политическая жизнь России - противоречивая и крайне сложная сфера, где проходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов. В Российской Федерации конституционно закреплены как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти референдум и демократические свободные выборы.

Как известно, механизм народовластия включает две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через представительные учреждения и другие выборные органы. Таким образом, Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Выборы - это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц органов государственной власти порождает ответственность государственных и муниципальных органов перед населением.

Выборы - это и форма политической борьбы. Плюрализм идеологий и наличие многопартийности является обязательной предпосылкой истинно демократического избирательного процесса. «Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов» .

Глава 4:

Важными показателями демократизма любой избирательной системы являются гарантии свободы выборов и совершенство их механизма. Под гарантиями свободы выборов понимаются условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления. Условия - это политический режим, в котором осуществляются выборы т.е. степень соответствия официальных конституционных и правовых деклараций политическим реалиям. Средства - это механизм и материальные источники, обеспечивающие избирателям свободу волеизъявления.

Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Следует отметить, что все гарантии находятся во взаимной зависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов. При этом один и тот же фактор может одновременно быть элементом различных видов гарантий.

В случае изменения существующей в настоящее время системы голосования на выборах депутатов Государственной Думы в целях устранения метода голосования по единому федеральному округу (пропорциональное представительство) в Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерацией” могут быть внесены изменения, разрешающие субъектам на основании референдума избирателей избрать свою методику голосования для выборов депутатов Государственной Думы. Субъекты могут выбрать мажоритарные системы либо со вторым туром выборов, либо с голосованием в порядке предпочтительности для определения результатов выборов, в которых ни одному из кандидатов не удалось получить большинства, или (при необходимости выборов от субъекта трех или более депутатов) могут выбрать либо многомандатный округ с использованием “ограниченного” голосования, либо голосование в порядке предпочтительности/по методу ЕПГ.

Во Франции используется система, в соответствии с которой при отсутствии по итогам выборов кандидатов, получивших большинство голосов, все кандидаты, получившие более 12,5 % голосов в первом туре, принимают участие во втором, в котором победитель определяется относительным большинством голосов прямым голосованием (однако, обычно определяется простым большинством голосов или близким к большинству голосов).

Заключение:

Избирательное право России, так же, как во Франции, США и других развитых странах на современном этапе развивается на основе признанных мировым сообществом критериев проведения свободных демократических выборов, которые наиболее полно определены в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСК, проходившей с 5 по 29 июня 1990 года.

В этом Документе сказано:

«…воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства. Государства… уважают право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса. Они признают свою ответственность за защиту и охрану в соответствии со своими законами, своими обязательствами по международному праву в области прав человека и своими международными обязательствами свободно установленный путем волеизъявления народа демократический порядок от деятельности отдельных лиц, групп или организаций, которые используют или отказываются отвергнуть терроризм или насилие, направленные на свержение этого порядка…» .

Стержнем для формирования избирательного права в современном правовом обществе стало обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать представителей в органы власти. Избирательное право является формальным, а нормы избирательного права лишены правозащитной силы, если у гражданина нет возможности сделать реальный выбор между различными кандидатами, между различными политическими силами, которые по разному рассматривают приоритеты развития страны и государства, задачи этого развития в увязке с формами их разрешения.

Похожие работы на данную тему