Международная миграция трудовых ресурсов в России

Название работы: Международная миграция трудовых ресурсов в России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Международное право

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 5

1.1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. 5

1.2. ПРИЧИНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. 6

ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 9

2.1. КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ 9

2.1.1. Географическое распределение и структура иностранной рабочей силы в России. 9

2.1.2. Страны-происхождения иностранной рабочей силы в России 11

2.1.3. Отраслевой аспект использования иностранной рабочей силы в России 13

2.2. ДОХОДЫ ОТ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 14

2.2.1. Прогнозная оценка доходов от экспорта рабочей силы для РФ. 14

2.2.2. Вопрос о компенсировании от утечки умов 17

2.2.3. Методика компенсирования потерь России от приема беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья 19

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Выдержка:

Введение:

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

Вхождение России как равноправного рыночного партнера в мировое сообщество неизбежно связано, помимо других факто¬ров, с таким многогранным процессом, как международная ми¬грация населения.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь несколько лет назад открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнкту¬рой этого рынка в последние годы, а также противодействием стран—импортеров рабочей силы. Так, по прогнозам Германско¬го федерального института занятости, в связи с созданием еди¬ного внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% в промышленности, 50% в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста на¬селения, скорее, предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Вместе с тем, несмотря на определенные сложности в освое¬нии нового международного рынка труда, Россия должна при¬ложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод опре¬деляется расчетами российских экономистов, которые показыва¬ют, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Цель курсовой работы рассмотреть участие России в процессах миграции рабочей силы на международном трудовом рынке.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

- раскрытие понятия международной миграции рабочей силы;

- характеристика основных показателей междунардных миграционных процессов в Российской Федерации;

- анализ современной миграционной политики и ее государственного регулирования в отечественной экономике;

- концепции использования иностранной рабочей силы в РФ;

- проблемы и перспективы выхода РФ на международный рынок рабочей силы.

Глава 3:

Для России сейчас осуществить экспорт рабочей силы даже в небольших количествах крайне сложно. В мире давно сложился международный рынок иностранной рабочей силы. Определились не только страны и отрасли ее использования, но и практика заключения контрактов, профессионального отбора, межгосударственного регулирования. Надо учесть и то, что потребность в иностранных работниках в большинстве традиционных странах-импортерах рабочей силы упала к середине 80-х почти вдвое. Ужесточилась конкуренция между странами-экспортерами. Усложнились трудовые процессы в развитых в экономическом отношении странах. А ведь еще совсем недавно в середине 70-х и вплоть до начала 80-х потребность в наемных рабочих руках быстро увеличивалась, на международный рынок труда вышло много новых экспортеров, которые зарекомендовали себя как страны, способные предоставить активную рабочую силу на экспорт. Многие страны поправили за счет миграции ситуации со своими платежными балансами. Контракт на производство работ за рубежом дает стабильные валютные отчисления в течение всего срока своего действия, а рабочую силу можно контрактовать и на длительные сроки. В мировой практике мигранты едут обычно на срок от двух до семи лет .

Продуманные усилия по экспорту рабочей силы могли бы и сейчас при относительно плохой конъюнктуре мирового рынка труда дать неплохой результат, но рабочая сила — товар специфический и работать с контрактами в этой области труднее, чем с товарами.

В России отсутствуют опытные специалисты по экспорту рабочей силы на внешний рынок. Вместе с тем активизировались иностранные фирмы, СП, которые еще до принятия закона о выезде начали активно собирать информацию на рынках труда России и других стран СНГ. Представляется, что следовало бы создать приоритетные условия российским фирмам-посредникам и это надо сделать хотя бы по двум причинам: они подпадают полностью под наше налогообложение, в том числе валютное, и смогут нести юридическую ответственность перед мигрантом. Для полной уверенности российскому мигранту необходимо иметь подписанный сторонами контракт на работу. Фирма-посредник могла бы быть гарантом трудоустройства и поддерживать работника в конфликтных ситуациях, хотя бы обеспечивать его обратный проезд в случае непредвиденных обстоятельств (травма работника, крах предприятия-заказчика и т. д.). Услугами посреднических фирм могли бы пользоваться и предприятия, имеющие право выхода на внешний рынок и желающие заключить контракт на производство работ за рубежом.

Выход на внешний рынок рабочей силы может быть выгодным, хотя мы до конца еще не готовы к четкому и научно обоснованному управлению этим процессом .

Слишком большой утечки нашей рабочей силы произойти не может, так как ее возьмут только в строго требуемых количествах определенные страны и в определенные отрасли, по отдельным специальностям. Полноценное участие России в международном обмене трудовыми ресурсами может повысить эффективность их использования, а также окажет существенное позитивное влияние на другие формы внешнеэкономических связей и на международные контакты в целом.

Следует сказать о нынешней правовой основе эмиграции и реэмиграции граждан РФ, а также регулировании деятельности посреднических фирм.

До настоящего времени в Российской Федерации действовал Закон СССР “О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР”, принятый Верховным Советом СССР 20 мая 1991 года и вводимый в действие с 1 января 1993 года Постановлением Верховного Совета СССР от того же числа. Его действие на территории Российской Федерации определено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4183-1. В преамбуле этого Постановления есть также ссылка на статью 42 Конституции Российской Федерации, где определено право граждан на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в ее пределы. В статье 1 Постановления ВС РФ, где определено, что действие Закона СССР “О въезде и выезде” вводится с 1 января, указывается, что он будет действовать “...впредь до принятия соответствующего закона Российской Федерации”.

Кроме того, Постановлением ВС РСФСР от 19.04.1991 г. введен в действие Закон РСФСР с 1 июля 1992 года “О занятости населения РСФСР” , действующий и в настоящее время на территории Российской Федерации, где в статье 10 “Право граждан на профессиональную деятельность за границей” указано на то, что граждане “имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей”.

Таким образом, граждане России фактически получили право на трудовую эмиграцию за рубеж с 1 июля 1992 года, но по старому порядку оформления выездных документов, главным запретительным элементом которого являлась необходимость выездной визы, т. е. разрешения на выезд за пределами страны, выдаваемого органами МВД (УВИРами и ОВИРами), которые имели право решать вопрос на базе своих внутренних инструкций до 6 месяцев и не обязаны были сообщать мотивам отказа при отрицательном решении. Выездная виза выдавалась, как правило, каждый раз, когда возникала необходимость выезда. Многократные визы были привилегией узкого круга лиц (в основном руководящих работников). Кроме того, выезд за рубеж на работу мог осуществляться только в порядке направления от государственных организаций. Частная поездка граждан СССР мотивировалась личными мотивами (посещение родственников, лечение и т. д.) и приглашение на работу основанием для оформления гражданину выездной визы не являлось. Этническая эмиграция на постоянное место жительства (из СССР в основном евреев, греков и немцев) также обосновывалась “воссоединением семей”, а не профессиональными мотивами.

Заключение:

В своем курсовом исследовании я рассмотрела участие Российской Федерации в процессах международной миграции рабочей силы. На основе изложенного материала подведены следующие итоги:

1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

2. Рабочая сила в рыночной экономике находится в системе саморегулируемого равновесия, и международная миграция выступает одним из регуляторов этого равновесия.

3. В России в настоящее время рыночные отношения не сформировались полностью и как рынок рабочей силы в целом, так и международная миграция нуждаются в государственном регулировании, исходящем из рыночных принципов.

4. Иммиграция не оказывает отрицательного влияния на безработицу ни в одной стране мира, принимающей значительное число иммигрантов. Это подтверждается на многочисленных моделях статистической зависимости, проведенной по ряду стран. Однако у большинства политиков и профсоюзных лидеров за рубежом сложилось устойчивое мнение, что иммиграция, как правило, отрицательно влияет на рынки труда и способствует безработице, поскольку наука, доказывающая обратное, еще не смогла сломать сложившийся “бытовой” стереотип восприятия взаимосвязи иммиграции и безработицы. В целом иммиграция способствует экономическому развитию принимающей страны и расценивается большинством крупных специалистов как положительное явление.

5. Российский рынок в защите от иностранных рабочих по контракту не нуждается, так как привлечение иностранной рабочей силы в Россию (в основном из Китая) не сопровождается в обследованных регионах Дальнего Востока вытеснением собственных кадров, а, напротив, заполняет «бреши» в структуре занятости и является экономически эффективным для России, хотя и нуждается в более совершенном регулировании и оценке параметров использования иностранной рабочей силы.

Похожие работы на данную тему